Литературно-исторический клуб "Северный Авангард"
Рагнар - скандинавский функционалист - Юпюя.
Выборгский архитектор, который по праву должен стоять в одном ряду с такими мастерами, как Уно Ульберг и Алвар Аалто.
Имя выдающегося финского архитектора шведского происхождения Рагнара Юпюя хорошо известно среди выборгских краеведов и архитекторов. О его проектах можно узнать из социальных сетей и различных интернет-ресурсов. Особенно популярен он был в 2010-е гг. Неравнодушные исследователи стремились обратить внимание жителей Выборга на шедевры архитектуры функционализма, которые ещё можно восстановить или хотя бы вспомнить о том, что уже давно забыто и стерто с лица города. В этом материале мы собрали воедино разрозненные публикации о произведениях скандинава-Рагнара, ведь только при наличии целостной картины возможно понять, насколько талантливым был этот человек и насколько сильно он повлиял на судьбу Выборга, а значит и на нас с вами. Почему мы решили обратиться к теме наследия Рагнара Юпюя? Главная причина, на наш взгляд, заключается в том, что имя этого талантливого архитектора, который по праву должен стоять в одном ряду с такими мастерами, как Уно Ульберг и Алвар Аалто, незаслуженно забыто. Во-вторых, базируясь на острове Высоцкий (Уурансаари), мы обратили внимание на одно из заброшенных зданий города. В советское время и до 1990-х гг. оно использовалось как общежитие. Раскапывая далее, мы обнаружили, что это бывшая школа, построенная в 30-х годах по проекту Рагнара Юпюя, а жителей Острова, которые об этом знают, можно не считать по пальцам одной руки. Об истории здания удалось найти совсем немного. Надеемся, что в скором будущем выпустим о нём отдельный материал. А пока хотим рассказать вам о том, что удалось найти буквально на поверхности – жизни и творчестве Рагнара Юпюя и его проектах, реализованных в Выборге с 1929 по 1939 гг.
Рагнар Юпюя - выборгский архитектор, который по праву должен стоять в одном ряду с такими мастерами, как Уно Ульберг и Алвар Аалто.
Рагнар Юпюя (полное имя – Рагнар Амандус; фин. - Ragnar Amandus Ypyä) родился 20 мая 1900 г. в Гельсингфорсе (Хельсинки) в семье ювелира. В 1928 г. получил специальность архитектора в Высшей технической школе Хельсинки (ныне – Технический институт университета Аалто). Обучение в технической школе совмещал с работой в архитектурном бюро Алвара Аалто (1924-1925 гг.). В 1926 г. ушел из бюро, перейдя на проектные работы в Министерство обороны. Преподавал строительное дело в Сапёрной школе. В этот же период спроектировал самолетные ангары и жилые постройки на военно-воздушной базе Суур-Мерийоки под Выборгом. Должность выборгского городского архитектора Рагнар Юпюя занимал дважды: с 1936 до февраля 1940 гг. (сменив Уно Ульберга после его переезда в Хельсинки, и практически до окончания Зимней войны) и с 1942 до 1944 гг., когда Выборг вновь вошел в состав СССР.
После февраля 1940 г. некоторое время был архитектором Строительной администрации, но вскоре был назначен старшим архитектором в бюро нового строительства в Министерство обороны. После войны был частным архитектором в Хельсинки, совмещая работу с профессурой - преподаванием строительного дела в Высшей Технической школе в 1949-1951 гг.
Рагнар Юпюя был женат на Мартте Ирене Мартикайнен, в замужестве Мартикайнен-Юпюя – одной из первых женщин-архитекторов Финляндии. Вместе с ней в 1936 г. он основал архитектурное бюро в Выборге, которое в 1939 г. было перемещено в Хельсинки (в других источниках - в 1938 г.).
В 1947-1948 гг. Рагнар Юпюя работал в бюро Хакона Альберга (фин. - Hakon Ahlberg) в Стокгольме. Участвовал в проекте расширения центрального железнодорожного вокзала в Стокгольме, а также в проектировании двух больниц – в США и Венесуэле. Принимал участие во многих архитектурных конкурсах, где занимал престижные места. Так, в конкурсе 1951 г. супруги Юпюя и архитектор Вейкко Малмио получили первое место за совместный проект Глострупской Центральной больницы в Копенгагене. После этого Рагнар занимался исключительно проектированием. Работал в своём датском бюро с 1952 по 1960 гг. В 1971 г. получил звание профессора. Рагнар Юпюя прожил долгую жизнь - без малого 80 лет. Умер 5 октября 1980 г. в Стокгольме.
Одним из самых значимых проектов Рагнара Юпюя, дошедших до наших дней, является Выборгское Коммерческое и Морское училище, построенное в 1937-1938 гг. в южном конце площади Выборгских полков (фин. – Koulukenttä).
Здание является ярким примером архитектуры функционализма. Колледж возвышается на обнаженной гранитной скале. Основу пятиэтажного здания составляет строго отделанный прямоугольный корпус. Изначально главный фасад был облицован кирпичом и включал в себя утраченную в советский период скульптуру головы бога торговли Меркурия, символизировавшую будущую профессиональную деятельность учащихся. Ещё один символ, характеризующий морской профиль училища, расположен в верхней части западной стены и представляет собой барельеф с изображением парусного судна. В отличие от первого, он сохранился. Интересно, что обе работы выполнены финским скульптором Юрьё Кюллёненом, автором упомянутого выше барельефа "Мадонна с младенцем", некогда венчавшего южный фасад Выборгской женской больницы. С южной стороны здания можно увидеть лишь строгие "бойницы" оконных проемов. С этой части фасада - там, где скала идет на возвышение - открывается великолепный вид на Южную гавань и шхеры Выборгского залива. Восточный фасад украшает башня с застекленной поверхностью. Обращает внимание облицовка стен внутреннего двора и лестницы, выполненная из материала основания, на котором расположено здание – коренных пород гранита, что создает эффект "естественного вырастания" постройки из массивной скалы. Первая одногодичная коммерческая школа в Выборге была основана в 1887 г. Она неоднократно меняла название и местоположение. Например, какое-то время располагалась в районе Папула. Официальный статус Выборгский Институт коммерческого обучения получил в 1927 г. Строительство нового здания училища по проекту Рагнара Юпюя проходило с апреля 1937-го по март 1938 г. Отделочные работы продолжались летом 1938 г. В том же году здание открывает двери для первых учеников. В школе обучалось 222 студента, из них - 88 юношей и 134 девушки. Морская школа прекратила свою деятельность в ноябре 1939 г.
Во время Зимней войны здание практически не пострадало. В мирный период (1940-1941 гг.) в нём размещался Выборгский городской муниципалитет, так как здание городской магистратуры (ныне кинотеатр «Выборг-палас») было разрушено. По окончании советско-финских войн в здании разместился Отдельный контрольно-пропускной пункт (ОКПП) "Выборг", осуществлявший пропускной контроль в приграничной зоне, и, фактически, вводивший "внутреннюю" границу. Долгие годы Выборг был городом, закрытым для посещения. Даже жители страны могли посетить его только по командировочному предписанию или специальному пропуску. Таким образом, здание, изначально предназначенное для получения знаний о мировой торговле и мореплавании, в советский период олицетворяло предельную закрытость. Сегодня здание занимает Служба Пограничного управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. У подножия величественной гранитной скалы с южной стороны располагается спортивная площадка, обнесенная покосившимся забором.
В 1936-1937 гг. на Батарейной горе по проекту Уно Ульберга (с изменениями, внесенными под руководством Рагнара Юпюя после его переезда) была построена Выборгская женская больница - второй в Финляндии полноценный родильный дом. Открытие здания женской клиники и родильного дома состоялось в январе 1938 г. Больница вмещала 130 коек и состояла из двух разноуровневых корпусов (шести- и четырехэтажного). Белоснежный оштукатуренный фасад был украшен стальными деталями, а его южная часть – кирпичным барельефом Юрьё Кюллёнена, изображавшим Мадонну с младенцем. Вход был оборудован пандусом. Основные помещения располагались в шестиэтажном крыле с цокольным этажом, а в четырехэтажном проходили врачебные приёмы и находились квартиры служащих. Ещё до официального открытия, в 1937 г. в больнице на первых принятых родах появились на свет близнецы. За два довоенных года в там родилось более тысячи человек. Среди них - бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари. В Советско-финляндскую войну здание не пострадало, и больница приняла у себя первенцев советского Выборга. Однако через несколько лет всё снова поменялось местами: по окончании Великой Отечественной, на заключительном этапе Выборгской наступательной операции 1944 г. здание больницы находилось на переднем краю фронта, и какое-то время в нём размещались финские военнослужащие. Интересно, что здание Выборгской женской клиники и родильного дома являлось частью целого городского больничного комплекса на территории устаревших Восточно-Выборгских укреплений. Корпуса соединялись между собой подземными переходами. Проект не был полностью реализован из-за советско-финских войн, и часть запланированных построек так и осталась на чертежах. В мирное время назначение здания изменилось. В 1948-1968 гг. в нём размещался областной костно-туберкулезный санаторий, в 1968-1994 гг. – санаторий "Выборг" для внелёгочных форм туберкулёза, в 1994-2012 гг. – областная ортопедо-туберкулезная больница, с 2012 г. – областная туберкулезная больница. Около 40 лет в здании больницы на должности учителя труда и музыки проработал известный выборгский краевед Евгений Евгеньевич Кепп. Изменился и облик постройки: утрачен барельеф, символизировавший материнство. Сегодня выборгский родильный дом размещен в здании детской больницы по адресу Ленинградское шоссе, 26. Выдвигавшееся в 2000-е гг. предложение о возвращении роддома в историческое здание не получило развития.
Любопытно, что ещё одним гораздо более ранним совместным проектом Рагнара Юпюя и Мартты Мартикайнен в Выборге был фонтанчик "Лягушка", установленный в парке Эспланада на игровой детской площадке у ресторана и эстрады в 1929 г.
В 1938 г. по совместному проекту Рагнара Юпюя и супруги Мартты Мартикайнен-Юпюя началось строительство дома в стиле функционализм по адресу бульвар Кутузова, 9 (фин. - Kullervonkatu). Работы были окончены к весне следующего года. Уникальный фасад, оригинальные детали интерьера и практичные решения сделали этот дом ярким примером прогрессивной архитектурной мысли своего времени. В семиэтажном здании располагались тридцать три квартиры, две из которых были оборудованы холодильниками, а также пять коммерческих помещений и шикарные по меркам 30-х гг. удобства: лифт, переговорные устройства на лестницах (домофоны) и электрические замки. В подвале дома была оборудована сауна, а на чердаке - прачечная и уникальная для того времени электрическая сушилка для белья.
Интересна внутренняя отделка здания, дошедшая до наших дней. На полу парадной можно увидеть инкрустации в виде рыб, выполненные из бетона – символ портового Выборга. Деревянные рейки на стенах, уложенные волнистым узором, дополняют морскую тематику, придавая интерьеру уют и изысканность. Известно, что Мартта Мартикайнен уделяла большое внимание деталям и удобству жилья. "Дом с рыбами", сохранивший свою уникальность, остается живым символом архитектурной эстетики, соединенной с удобством повседневной жизни.
Ещё одним значимым проектом Рагнара Юпюя является школа на острове Уурансаари (современный Высоцкий), построенная в 1929 г. В 1937 г. к ней было пристроено трехэтажное крыло. О былом облике напоминают архивные фотографии, на которых можно увидеть широкие лестницы и сводчатые переходы, изящные рукомойники для учащихся. В ходе советско-финских войн здание уцелело, но получило повреждения. После ремонта в нём разместился детский дом, позже - общежитие. В 1990-е гг. его забросили. Сегодня произведение выдающегося скандинавского архитектора, выполненное в стиле функционализм, принадлежит Министерству обороны и находится в аварийном состоянии, но его ещё можно успеть восстановить.
В сентябре 1939 г. по проекту Рагнара Юпюя в Выборге была построена лютеранская капелла. За четыре года до этого неподалеку от нее, на территории ныне разрушенного Ристимякского кладбища состоялось торжественная закладка Храма Всех Святых – уникального проекта финского архитектора Уно Ульберга и петербургского архитектора Никодима Александровича Никольского. Храм не уцелел в ходе артобстрела 1940 г.
Но вернемся к произведению Рагнара и рассмотрим подробнее внутреннее убранство капеллы. Она состояла из двух частей: наземной и подземной, включавшей в себя часовню и морг. Внутренняя часть освещалась через потолочные фонари (отверстия круглой формы). Подобное оригинальное решение было весьма необычным для того времени. Кто знает, быть может Юпюя был вдохновлен знаменитыми зенитными фонарями Алвара Аалто? Интерьер отличался нарочитой простотой и символизировал уход человека в вечность, в которой нет места материальному, и лишь одна душа предстает перед Всевышним в своей наготе. Потолок, пол и стены были покрыты керамическим кирпичом. Входные и большинство внутренних дверей - стальные. Посередине круглого зала стоял деревянный крест. По стенам его располагались возвышения для двадцати одного гроба. В зале подготовки тела к прощанию находилось место для обмывания тел. Там же был установлен наклонный каменный стол. Пол покрыт каменными плитами. Сама часовня состояла из большого зала и ряда небольших комнат, включавших помещения для священников и родственников. Кирпич, из которого выполнена внутренняя часть, имел желтоватый оттенок. Свет сюда тоже проникал через круглое окно в крыше, а на левой стене висел массивный стеклянный светильник. Тяжёлые стальные стулья, обитые искусственной кожей, были специально спроектированы для капеллы. Отдельное крыло предназначалось для проведения патологоанатомических процедур и включало все необходимые помещения, в том числе лабораторию и комнату врача. Во время боевых действий 1939-1940 гг. капелла, служившая не только местом прощания и вечного покоя погибших, но и бомбоубежищем, была повреждена, а в мирное время так и не восстановлена. Сохранился фрагмент карты 1948 года, на которой капелла обозначена как крематорий. Очевидно, наличие подземного зала ввело составителей в заблуждение. В советское время к подземному корпусу были пристроены ворота, и эта часть использовалась в качестве гаража для коммунальных служб города. Стены и внутренние помещения часовни существуют и сегодня. В начале 2000-х гг. в цокольном этаже здания размещался ремонтно-строительный участок ЖКХ, а на втором этаже - магазин запчастей. На современной карте в этом месте, расположенном по адресу Ленинградское шоссе, 33, можно вновь увидеть магазин автозапчастей. Но в дворовой части под насыпью сохранились световые колодцы, кафель, каменная плитка, клинкерный кирпич, полукруглые стены и колонны. На полу видны места, на которых стояли возвышения с гробами. Частично сохранился зал отпевания с постаментом посередине и крестом на нём. Вряд ли местные жители, проходящие мимо неприметного двухэтажного здания по дороге в ТЦ "Ребус", задумываются о существовании здесь одного из шедевров функциональной архитектуры Рагнара Юпюя. А желающие посетить супермаркет "Магнит Экстра", что на Транспортной ул., пересекающей Ленинградское шоссе, не обратят внимание на утопающее за ним в зарослях деревьев Ристимякское кладбище, где похоронено величайшее произведение храмового зодчества, созданное в союзе русского и финского архитекторов - Ульберга и Никольского.
К началу Советско-финляндской войны в Выборге к югу от Батарейной горы завершалось строительство финской народной школы Яакко Ютейни по проекту Рагнара Юпюя. Школа располагалась в нынешнем микрорайоне Южный (фин. - Talikkala), на углу 2-ой Южной и Физкультурной улиц (фин. – Talikkalankatu и Sepänkatu) и была рассчитана на 1000 учеников.
Школьный комплекс состоял из трех разноэтажных корпусов, сблокированных в виде буквы "Т". В проекте просматриваются детали, характерные для "белой" эры функционализма. Юго-западный корпус имел четыре этажа и предназначался для школы второй ступени. Корпус включал восемнадцать классов, специальные классы для рисования, ручного труда и лаборатории. Юго-восточный корпус имел три этажа и предназначался для размещения начальной школы (первые три класса обучения). Корпус включал девять классов, котельную и склад топлива. Северо-восточный двухэтажный корпус включал два спортивных зала, столовую с кухней, кабинеты учителей, врача и класс пения. В цокольном этаже были устроены бомбоубежища, раздевалки спортивных залов с душевыми и сауной. Общий объем комплекса составлял около 30 000 м³. Школьный комплекс был назван в честь Яакко Ютейни (фин. - Jaakko Juteini) - писателя и поэта, выдающегося деятеля финской литературы первой половины ХIХ в., жившего и работавшего в Выборге. Яакко Ютейни был похоронен на Ристимякском кладбище. На его надгробии была выведена надпись: "Tässä lepää maallisen viisauden tohtori Jaakko Juteini» («Здесь покоится доктор мудрости земной Яакко Ютейни"). На сегодняшний установить место захоронения писателя невозможно. Школьный комплекс был подведен под крышу и оштукатурен снаружи, внутри были начаты отделочные работы, не завершившиеся из-за Советско-финляндской войны. Во время боевых действий здание было сильно разрушено. После войны часть бывшего школьного комплекса, находящаяся в аварийном состоянии, была снесена, а сохранившаяся использовалась под жилье и носила название "рейхстаг" - то ли из-за широкой входной лестницы, то ли из-за того, что в июне 1944 г. в здании располагался командный пункт IV батальона под командованием майора Kirman - соединения, последним покинувшего город. В 1970-х гг. сохранившиеся здания комплекса были переданы для восстановления под специальное конструкторско-технологическое бюро "Галс". В ходе восстановления были использованы финские фундаменты. Новый северо-восточный четырехэтажный корпус был возведен немного в стороне от старого двухэтажного. После банкротства конструкторского бюро в комплексе зданий было организовано пространство для магазинов и офисов. Такова история несостоявшегося объекта архитектуры, безусловно, оригинального, построенного с любовью к городу и органично вписанного в окружающий пейзаж.

Таким образом, большинство проектов талантливого скандинавского функционалиста Рагнара Юпюя, реализованных в Выборге, незаслуженно забыты, разрушены, или, в лучшем случае, находятся в неудовлетворительном состоянии. Можно ли возродить утраченное наследие, являющееся безусловным достоянием истории нашего края? Это риторический вопрос, на который каждый горожанин должен ответить сам. Мы лишь смеем надеяться, что первые шаги на пути к этой важной цели уже сделаны.

Материал подготовила Диана Старкова
Иллюстрации: finna.fi
Послевоенные проекты Рагнара Юпюя:

Контакты
conservativeclub@yandex.ru

Адрес
Россия, Выборг