Литературно-исторический клуб "Северный Авангард"
Музыка их связала.
Если этот город наш, то где музыка, связывающая нас с Выборгом?
Помните, как у классиков: "Музыка нас связала, тайною нашей стала". Музыка связывает людей, или же она является продолжением человеческого желания, потребности быть вместе, связываться. К общей музыке начинают приучать в детском садике, продолжают - в школе и армии. Чтобы: "Всем уговорам твержу я в ответ. Нас не разлучат, нет". Все же узнали строчки из песни группы "Мираж"? Точно так же прошлые жители Выборга могли напевать куплеты про свой город и узнавать себя и своих. А мы не напеваем про Выборг ничего, значит он так и не стал нашим. Музыка нас с ним не связывает. Нет такой песни, и уж тем более мелодий и песен, которые напевали бы выборжане про Выборг. Общероссийские, советские, международные - да, что подтверждает тот неоспоримый факт, что жители города принадлежат к одному народу, сообществу, культуре, но с городом все эти люди - мы, не связаны никак. Непрерывная музыкальная традиция этой земли родилась ещё до основания Выборга, а потом раз - и схлопнулась, как чемоданы и сундуки уходивших на запад бывших випурилайненов. Если этот город наш, то где музыка, связывающая горожан с Выборгом? Придумать нечто в стиле условно-собирательной группы "Дюна" голосом Кобзона - не вариант, хотя было бы забавно.
Мёд из "Пчёлки" с Леншоссе покупал сам Кнут Поссе.
Сладкий он ловил приход, чтоб отправиться в поход.
А сегодня в этой "Пчёлке" окормляется Тесёлкин.
Лучше мёда в мире нет - "гостомысловцам" привет.
Если серьёзно, то нужно начинать раскапывать, изучать и каталагизировать всё, что было создано за века в этом, нашем городе, и перерабатывать мозгами и талантами современных композиторов, поэтов-песенников. Не Искусственным интеллектом, а настоящим. Данный материал - как раз первая попытка составить тот самый список, доску почёта. Которую всегда можно и нужно дополнить.
Карельский
рунопевец
Трудно сказать, в какой момент стала зарождаться музыкальная жизнь на Выборгской земле. Самым логичным, на наш взгляд, представляется взять за точку отсчета наиболее ранний известный период - карельский. Культура древних карел была основана на традициях язычества, в том числе и первые песнопения. Поклоняясь духам и силам природы, они создавали свой уникальный фольклор – руны, исполняемые под звуки кантеле, рожка и скрипки. Эти люди сочиняли музыку не просто так. Они верили в чудодейственные силы песнопений, способных преодолеть любые опасности и невзгоды. На карельскую культуру уже тогда оказывала влияние шведская и русская, а также культура относительно небольших национальных групп. Таким образом, карельское песенное искусство представляло собой неповторимый симбиоз разных этнических традиций и исторических слоев. Основой эпического наследия древних финнов и карел являются народные песни, впоследствии собранные и переработанные Элиасом Лённротом в сборник из 50 рун – "Калевала". Показательно то, что центральный герой произведения, Вяйнямейнен – не воин, а именно музыкант. Он же считается создателем кантеле (финских гуслей). Вообще у древних народов, в том числе карело-финских, музыка всегда была одним из главных способов выражения чувств, а мотивы Калевалы не устарели до сих пор. III Крестовый поход, утвердивший христианство на той части территории карельской земли, которая попала под власть шведской короны, основание замка и крепости задали новый вектор развития музыкальной культуре Выборга. С началом эпохи шведского владычества город входит в Ганзейский союз и получает статус центра международной торговли. Непрерывное взаимодействие с русскими и немецкими землями приносит новые музыкальные веяния. Так, неотъемлемой частью повседневной жизни горожан становятся песнопения, исполняемые во время церковных богослужений. Вспомним строки из знаменитой «Хроники Эрика»: "Рыцари и кто равны с ними были. Шли, чтоб на утренней мессе побыть, а уж потом и коней выводить". Таким образом, пение на утренней мессе было необходимым ритуалом у рыцарей-крестоносцев. Под звуки флейт, труб и барабанов, поддерживающих боевой дух, шли они завоевывать карельские земли в 1293 году. Музыка способствовала унификации монастырского устава. Об этом напоминает деятельность папы Григория Великого, жившего в VI-VII вв. и создавшего единый антифонарий – систему строго канонизированных одноголосых песнопений. На протяжении нескольких столетий григорианское пение служило основой проведения литургий в средневековой Европе. Главным музыкальным инструментом, сопровождавшим пение церковного хора, являлся орган. В Финляндии первые органы появились предположительно в XVI в. Известно, что 1556 году из Таллинна в Або были привезены два органа и клавикорд. Во время Северной войны многие музыкальные инструменты были уничтожены.
Codex Manesse
Интересно, что в Средние века музыка входила в повышенный курс обучения точным наукам под названием "квадривиум" и стояла наравне с такими сложными дисциплинами, как арифметика, геометрия и астрономия. Искусству григорианского хорала на латыни обучали в университетах и монастырях. В средневековом Выборге таких монастырей было два: Доминиканский и Францисканский. Для обучения использовался нотный сборник песнопений "Piae cantiones ecclesiasticae et scholasticae veterum episcoporum" (лат. - "Благочестивые песни", 1582). Он состоял из 74 народных песен на латинском языке и многократно переиздавался. Исследователи отмечают: "Мелодии из сборника «Piae cantiones…" всегда входили в финские сборники псалмов. Их повторения встречаются в духовных народных мелодиях. Вероятно, некоторые из них и теперь поются в народе на основе его собственной традиции". Распространение нот, псалтырей и хоральных книг в Финляндии и Скандинавии свидетельствует о высоком уровне музыкальной культуры, и Выборг не является исключением. Став неотъемлемой частью религии и образования, музыка постепенно проникала в светскую жизнь. В XV-XVI вв. Выборг находился под влиянием шведского двора. Музыкальные капеллы принимали участие в королевских праздниках и путешествиях свиты. Известны имена первых выборгских музыкантов. Так, в 1485 году мэр города приказал учителю Jaakko Bodebek проводить мессы в Доме купеческой гильдии Святого Духа каждую среду (ул. Выборгская, д. 8). А в 1637 году Betlef Hunnius был назначен органистом Кафедрального собора, где он "импровизировал нежное пение птиц". Можно сделать вывод о том, что в Выборге уже в эпоху средневековья сформировалась профессия музыканта. С завоеванием Выборга Петром I в 1710 году город сохранил свою интернациональность. Это не могло не отразиться на музыке, вплоть до начала XX века находившейся под влиянием четырёх культур: финской, шведской, русской и немецкой.
Рихард Фальтин
В 1850-1875 годах репертуар симфонических оркестров Суоми в основном составляли сочинения немецких композиторов. Большинство дирижеров также были немцами. В 1856 году в Выборг приезжает 22-летний немец Рихард Фальтин. Выпускник Лейпцигской консерватории, он был приглашен преподавать музыку сразу в три города: Иерусалим, Кобург (Германия) и Выборг. Он выбрал Выборг и стал преподавать в немецкой школе Карла Готхильфа Бэма. Эта частная школа для мальчиков была основана в 1853 году в районе Папулы. Её ученики проходили курс для средних учебных заведений. Все предметы преподавали на немецком языке. Школа, просуществовавшая вплоть до Зимней войны, считалась одним из самых престижных учебных заведений Выборга. Начав преподавательскую карьеру, Фальтин стал привлекать местных музыкантов-любителей. Благодаря нему в выборгских семействах устраивались камерные концерты с участием скрипачей, а также концерты военных оркестров, исполнители которых играли на духовых инструментах. Рихард собирал хоры из своих друзей, таких как семья Валь. Вершиной деятельности Фальтина в Выборге стал симфонический оркестр, состоявший из двадцати музыкантов. Оркестр работал с осени 1859 по 1869 год. Исполнялись музыкальные произведения таких композиторов, как Гайдн, Моцарт, Бетховен, Мендельсон, Глинки, Шуман и Вебер.
Рихард Фальтин вошел в историю Выборга как композитор, проложивший путь к расцвету музыкальной жизни "города четырёх культур".
1 февраля 1860 года исполнилась его мечта: в Выборге состоялось выступление первого в Восточной Финляндии симфонического оркестра. В программе была симфония австрийского классика Йозефа Гайдна. Подобным по значимости событием, ознаменовавшим новую эпоху в музыкальной жизни Выборга, стал органный концерт Эмиля Сивори, состоявшийся в церкви Сельской общины в 1887 году.
Эмиль Сивори
Композитор, педагог, органист-исполнитель, искусный аранжировщик, собиратель народной музыки Карелии, он был центральной фигурой в организации хоровых фестивалей, проводивших на Карельском перешейке и в Приладожье. Родился он в Нурмиярви (община на юге Финляндии) 26 июня 1864 года. До 1886 года учился на дьякона-органиста в Турку. В 1890-1893 годах продолжал образование в Италии и Лейпциге. Переехал в Выборг в качестве органиста Выборгского кафедрального собора. Был соборным органистом и руководителем хора Выборгского собора. В 1893 году Эмиль Сивори основал в Выборге церковную школу, в которой обучали игре на органе, хоровому пению и дирижерскому мастерству. Составленная композитором программа музыкального обучения была признана лучшей в Финляндии. Со временем школа стала крупнейшей в стране и в 1910 году получила статус Народной консерватории. Располагалась она в здании по адресу ул. Прогонная, 2 (Karjaportinkatu). На верхних этажах вместе с семьей проживал сам Эмиль. При Кафедральном соборе также действовало музыкальное училище, которым руководил Сивори. Располагалось оно на ул. Выборгской, 17 (Luostarinkatu).
Сивори преподавал пение и в других образовательных учреждениях Выборга, например, в финском классическом лицее, где организовал хор мальчиков. Также он создал школу мастеров колокольного звона. Выступал руководителем и главным жюри на различных музыкальных праздниках, в особенности, певческих. Большим успехом пользовался возглавляемый им "Хор Вяйнёля". В 1894 году органист принимал участие в праздновании 600-летия Кякисалми (Приозерск). В 1898 году выступал на Карельском песенном и исполнительском празднике в Кирву (ныне - посёлок Свободное Выборгского района).
В 1908 году Сивори организует в Выборге премьеру оперы финского композитора Оскара Мериканто "Дева Севера", для которой собирает хор из 100 певцов. За свою не очень долгую жизнь (64 года) Сивори записал около трёх тысяч народных мелодий, многие из которых так и остались необработанными. В 1990 году в городе было создано Выборгское культурное общество имени Эмиля Сивори. В честь музыканта назван переулок в Калининском микрорайоне Выборгского района. Сивори по праву называют человеком, разбудившим к жизни карельскую музыку. История развития выборгского хорового искусства заслуживает отдельного внимания.
Если юго-восточную Карелию называли "страной песни",
то Выборг – "городом хоров".
В апреле 1897 года Обществом вокальной музыки под руководством немецкого органиста и учителя пения Генриха Вехтера был основан мужской хор "Выборгские песенные братья" ("W.S.B"). Его целью было пробуждение интереса к квартетному пению. Хор выступал во время праздников и оказывал социальную помощь от сборов. Официальным языком хора был шведский, однако репертуар оставался двуязычным. В 1919 году двуязычным стало и название ансамбля, выступавшего под финской аббревиатурой "V.L.V". В 1930 году был основан Выборгский мужской хор - "W.M.K". Интересно, что в "V.L.V" и "W.M.K" входили исполнители из обоих языковых лагерей. В 1912 году у "W.S.B" во главе с Ялмаром Хельстрёмом родилась идея создания двуязычного песенного союза, что вскоре было воплощено в жизнь. Его первым главным дирижером становится знаменитый выборгский архитектор Аллан Шульман.
В 1936 году был основан "Шведский мужской хоровой Союз Финляндии", председателем которого вплоть до 1945 года был Ялмар Хельстрём. К сожалению, этот ансамбль не нашел сил возродиться после войны. Зато Финский союз крепко стал на ноги и с успехом продолжал свою деятельность. Сегодня в хоре 90 активных солистов. Уже в первые десятилетия хор выступал на высоком музыкальном уровне давал ежегодные концерты в родном городе. Исполнители много гастролировали – выступали в Санкт-Петербурге, Прибалтике и Венгрии. Ансамбль принимал участие в конкурсах, давал представления на юбилеях, продвигал современных композиторов.
"Восстать из пепла" смог хор "V.L.V", пустив корни в Хельсинки. С 1953 года исполнители давали ежегодные концерты в церкви Святого Юханнеса. Постепенно они стали выезжать в Южную и Центральную Европу, два раза выступали в США и Канаде. Ансамбль делает всё возможное, чтобы сохранить выборгские песенные традиции. Среди лиц, управлявших хором, стоит вспомнить первого дирижера – прокурора Надворного суда Александра Шрёдера, а также губернского архитектора и музыкального критика Аллана Шульмана, руководившего ансамблем 25 лет. Сегодня хор возглавляет Ярмо Лехто. В ансамбле сформировался самостоятельный хор ветеранов, в котором поют ещё "настоящие выборжане". 13 апреля 1997 года хор отметил столетнюю годовщину в Доме Финляндии. В честь знаменательного события в Выборге состоялось выступление в Доме Карелии.
Аллан Шульман
Множество музыкальных талантов раскрылось в Выборге в период Великого княжества Финляндского. Одним из значимых музыкантов того времени является Армас Ярнефельт – финляндский и шведский композитор и дирижер. Родился он в Выборге 14 августа 1869 года. В переводе с финского языка имя Armas означает "милый", "любимый". Утонченный с детства, Армас действительно был горячо любим своей матерью, Элизабет Клодт фон Юргенсбург. А вот отец, генерал-лейтенант Аугуст Александер Ярнефельт,
был строг и требователен. Всего в семье было девять детей. Армас был младшим из сыновей. Семья жила в каменном доме Мендта у Аннен Крон (ныне – ул. Петровская, 2). Когда Армасу исполнился год, семейство покинуло Выборг и переехало в Гельсингфорс, а затем – в Куопио. Там в 1887 году будущий композитор получил основное образование в финском классическом лицее. Послушный воле отца, Армас поступает на юридическое отделение Императорского Александровского университета в Гельсингфорсе. Однако вскоре его интерес к юриспруденции сходит на нет, и он поступает в гельсингфорский музыкальный институт. Его учителями становятся такие выдающиеся музыканты, как финский профессор Мартин Вегелиус, итальянский пианист и композитор Ферруччо Бузони, немецкий дирижер и композитор Альберт Беккер. Армаса вдохновляло творчество Вагнера, Грига, Чайковского, Бетховена. В письмах к родным молодой человек сообщал, что уже "приступил к работе над большой увертюрой для двух фортепиано и несколькими квартетами".
Армас Ярнефельт
Поступив в музыкальное училище, Армас Ярнефельт знакомится со своим будущим шуриным, Яном Сибелиусом. На момент их встречи тот уже готовился к выпуску. Побывав в гостях у Армаса в 1888 году, Ян с первого взгляда влюбляется в его сестру Айно. В июне 1892 года Армас Ярнефельт, окончив обучение в Берлине, возвращается в Финляндию, как раз к свадьбе Айно и Яна. Осенью того же года он дает свой первый концерт в Ваасе. Избранницей самого Армаса становится 16-летняя Майкки Пакаринен, поступившая в училище в 1887 году. Совсем юная, девушка обладала чудесным голосом и в будущем стала известной оперной певицей. Их свадьба состоялась 25 августа 1893 года в Йоэнсуу. Майкки блестяще исполняла романсы Армаса на концертах в Гельсингфорсе. Написанные на шведском и немецком языках, они вызывали горячий интерес публики. 21 июня 1894 года в Вааса состоялась премьера симфонической поэмы Армаса Ярнефельта "Корсхольм" ("Крестовый остров"), которой он дирижировал. Произведение, сочиненное всего за два с половиной месяца, относится к программной музыке и повествует об острове возле Вааса.
Согласно преданию, именно там первые шведские крестоносцы ярла Биргера одержали победу над финским язычеством, установив христианский крест.
Поэма впечатляет своей сумрачной монументальностью. В начале июля 1894 года Армас и Майкки совершили путешествие по Карелии, земле "Калевалы". Супруги были особенно восхищены живописными ладожскими островами у Сортавалы. Уже через год они концертировали в Выборге. Вскоре Армас принял приглашение поработать в родном городе. С 1898 по 1903 годы Ярнефельты проживали в Выборге. Их квартира находилась на Старой Ратушной площади, в здании, сменившем многих владельцев, среди которых – Борхардт, Векруут и Перандер (современный адрес – ул. Северный вал, 3). Летний сезон супруги проводили в дачном доме на Папуле. Кстати, их ближайшими соседями была семья Мильк. Это обстоятельство дает нам возможность вспомнить ещё одного талантливого выборгского композитора – Эрнста Милька, давшего исключительно успешный концерт в родном городе 7 февраля 1899 года. Оркестром дирижировал Армас Ярнефельт. К сожалению, в том же году Эрнст умирает от туберкулеза, не дожив двух дней до своего 22-летия. Зато его младшая сестра, Эдда Аделаида Мильк, тоже родившаяся в Выборге, станет знаменитой оперной певицей и успеет отметить своё 90-летие. Ещё один любопытный факт, который стоит упомянуть: родной дядя Эрнста – тоже Эрнст, только Фабрициус, выборгский композитор и скрипач шведского происхождения, председатель Финляндского музыкального общества в Або (Турку).
Эрнст Фабрициус

Считается, что именно он является первым профессиональным композитором, положившим на музыку текст на финском языке - стихотворение своего двоюродного брата Юлиуса Крона. История родословной Мильков заслуживает отступления, ведь её центральный персонаж, Эрнст, за свою столь короткую жизнь успел стать композитором такого масштаба, что музыкальные критики до сих пор ставят его наравне с Яном Сибелиусом. Отец музыканта, Теодор, которого в шутку называли Большим Мильком, торговал зерном и владел мельницей. Однако помимо бизнеса он сильно интересовался музыкой и имел красивый баритон. Дядя Эрнста по отцовской линии, Чёрный Мильк, прекрасно играл на духовых инструментах, в частности, на валторне. Мать Эрнста, Ирене Фабрициус, была родом из знаменитой шведско-финской семьи с многообразием культурных интересов. Считается, что именно от неё Эрнст унаследовал свой неповторимый музыкальный дар. Эрнст Мильк появился на свет 24 октября 1877 года в Выборге. С самого рождения он был "не жилец". В ответ на письма Ирене о том, что новорожденный болен, врач лишь заключал: "Не плачьте, будет лучше, если он умрет, ибо может остаться идиотом". Однако мать не сдавалась, посвящая всё время и силы сыну. Она писала об Эрнсте: "Эта хилая плоть взрастила человеческое сердце чистое, как бриллиант, горячее ко всему, что было истиной, - Божий огонь был зажжён".
Эрнст Мильк
Мальчик поздно начал заниматься музыкой. Его учителем был старейший выборгский педагог и оперный певец Альберт Тиешке. В 13 лет Эрнста приняли в Берлинскую консерваторию Стерна. Среди его учителей были такие мастера, как Брамс, Дворжак, Мендельсон, Радецки и Брух. В 1894 году Мильк дебютировал в Выборге. В это же время он стал сочинять музыку. Вернувшись в Финляндию через год, Эрнст дает свой первый концерт. Его бесспорный талант был высоко оценен певицей Айно Акте. С тех пор она приглашала его аккомпанировать на своих выступлениях. На одном из концертов обнаружилось, что ноты забыты в Выборге, однако это не помешало Мильку блестяще выступить без партитуры. Осень 1896 года Эрнст посвятил сочинению музыки. На тот момент он уже был хорошо известен в столице, где была исполнена его увертюра "Макбет". В том же году он дает несколько концертов в Выборге, на которых исполняется его "Фантазия на темы финских песен". Лето 1897 года Мильк проводит в усадьбе родителей на Папуле – в "Матильдахов", как называли этот дом выборжане.
20 октября 1897 года в Гельсингфорсе прозвучала симфония Эрнста Милька. Дирижировал Роберт Каянус – один из троицы "Могучей кучки" Финляндии (Каянус, Сибелиус, Мериканто). В этом же году он показывает свои произведения немецкому композитору и дирижеру Максу Бруху, которые приводят маэстро в восторг. Ведущий музыкальный критик Скандинавии Карл Флодин писал, что симфонии "господина Милька" – редкое сочетание логики, духа, внутреннего единства, постоянного нарастания чувств и универсальности идей. Одной из последних работ Милька становится кантата "Рождество в Германии", за которую Эрнст получает почетную награду в конкурсе композиторов. Его симфонию в Германии встречают с энтузиазмом. Однако музыканта мучает болезнь: "Я ужасно устал и хотел бы спрятаться на дне морском, чтобы люди не видели моё лицо и душу…", - пишет он в одном из поздних писем. 3 декабря 1898 года состоялся концерт в Берлине, на котором с огромным успехом была исполнена только его симфония. Два концерта в Або в пасхальные дни 1899 года были последними выступлениями Милька на эстраде.
Вскоре туберкулез перешел в горловую форму. Операция весной 1899 года не удалась. В субботний вечер 21 октября 1899 года врач посетил молодого композитора в Локарно (Швейцария), куда он приехал с родителями на лечение, и не увидел никакой угрозы жизни. Однако ночью юноше стало плохо. Он скончался на руках матери. В "Вечерней почте" ("Affonposgten") Карл Флодин поместил некролог, в котором сравнил Эрнста Милька с австрийским композитором Францем Шубертом. Он писал:
"Музыка Милька велика и благородна. Прекрасный образ юного финского композитора не поблекнет во времени".
Искусствовед Матс Лильероос отмечал: "Мильк был очень одарен даже с точки зрения международной. Его симфонию, написанную в 19-летнем возрасте, можно сравнить по степени таланта с симфонией Шуберта, написанной в том же возрасте". В 1999 году, в 100-летнюю годовщину со дня смерти композитора, в Швеции была осуществлена запись его произведений издателем Стерлингом при содействии внучатого племянника композитора Кая Милька. Его произведения нередко исполняются по радио и в концертах. Об Эрнсте Мильке и его семье можно прочесть в книге Джона Розаса. Но вернемся к Ярнефельтам. В период своего пятилетнего пребывания в Выборге Армас работал капельмейстером городского симфонического оркестра, созданного обществом "Друзья музыки в Выборге". Он дирижировал симфонической сюитой "Сельская свадьба" Карла Гольдмарка, сюитой "Король Кристиан II" Яна Сибелиуса, а также симфонией "Юпитер" Моцарта. Говоря в целом о творчестве Ярнефельта, можно сказать, что его музыка соответствовала духу национального романтизма, объединяя финское сознание. Однако по сравнению с радикальным Сибелиусом музыкант предпочитал оставаться в тени, выбрав стезю дирижера.
Ян Сибелиус
Первый и знаковый выборгский концерт под руководством Ярнефельта состоялся 2 апреля 1900 года. На него Армас пригласил одного из самых близких людей - своего талантливого шурина Яна. Исполнялась симфония "Финляндия". Зал Ратуши был переполнен. Ярнефельт дирижировал в первом отделении, а Сибелиус – во втором, где исполнялись его произведения. Выручка должна была пойти в финский газетный пенсионный фонд. Всего через несколько месяцев горожане услышали симфоническую поэму "Финляндия просыпается". Концерты способствовали подъему национального духа Выборга. 7 ноября 1901 года у Армаса и Майкки родилась дочь – Эва. Молодой отец сочиняет для малышки миниатюру "Колыбельная". Композитор вспоминал: "У ребенка был жар, и вечером я зашел ещё раз на неё посмотреть. Щечки раскраснелись и волосы закручивались от пота, но она спала, золотая моя, положив ручку под щеку… это впечатление потом, может быть, осталось звучать в душе…". Эта небольшая композиция стала одной из "визитных карточек" финляндской музыки. Одним из последних представлений в Выборге под руководством Ярнефельта стал концерт Сибелиуса 13 декабря 1902 года. Армас дирижировал 2-й и 4-й симфониями Бетховена и 4-й симфонией Чайковского. В августе 1905 года Ярнефельт принимает решение о переезде в Стокгольм, а в 1911 году получает должность придворного капельмейстера Королевской оперы. Композитор ушел из жизни 23 июня 1959 года, незадолго до своего 90-летия.
Майкки Ярнефельт-Пальмгрен
О судьбе супруги Армаса Ярнефельта, Майкки, стоит рассказать отдельно. Скромная девушка из рядовой северокарельской семьи, она достигла мировой известности благодаря чудесному голосу. Майкки Ярнефельт-Пальмгрен, урожденная Пакаринен, родилась 26 августа 1871 года в Йоэнсуу. Её прапрадед был батраком, а отец торговал маслом и кожаными изделиями. Вокальные способности передались Майкки от матери, Элисы Хирвонен – финской оперной и камерной певицы. Шведский критик Карл Нурдбергер в своей статье, посвященной памяти Майкки Ярнефельт, писал: "В большом финском лесу пения она была как бы прекрасной дикой птицей. Её артистический характер всегда сохранял, несмотря на влияние утонченной культуры, свою первоначальную свежесть и природность. Её песня была звенящей Калевалой, звуком из мира заклинаний и рун, словно бы её прозрачным, переливающимся голосом изображалась страна тысячи озер в мелодическом благозвучии".
По окончании музыкального училища в Гельсингфорсе Майкки продолжила обучение в Париже. Подобно матери, девушка считала свой голос сопрано (наиболее высокий). Однако позже под руководством американки миссис Бертрам она стала осваивать бельканто (техника виртуозного пения с сохранением мягкости тембра) и открыла себя как исполнителя колоратурных партий. Майкки много гастролировала. В 1899 и 1900 годах она несколько раз давала концерты в Петербурге и Москве. О пребывании певицы в Выборге известен забавный случай, говорящий не столько о её музыкальном даре, сколько о таланте самоиронии. Проживая вместе с Армасом в его родном городе, Майкки прибавила в весе. Когда в ноябре 1898 года после её концертов в честь 50-летия Йоэнсуу исполнительницу торжественно нарекли "Карельским соловьем", миссис Ярнефельт отпарировала: "Соловей – птица жирная".
Несомненно, у Майкки Ярнефельт было много поклонников. Одним из них стал композитор Селим Пальмгрен, с которым певица познакомилась в 1906-1907 годах. Их встреча, стремительно перешедшая в роман, стала причиной разрыва с Армасом. После развода в 1908 году Майкки сменила имидж и стала выступать под именем Марии Кампоферро (итал. – "железное поле", перевод фамилии Ярнефельт по-шведски). Певица выкрасила волосы в чёрный и выучила итальянский язык. Вскоре её пригласили на работу в "Театро Реджо" в Турине, где она пела в опере "Ирис" Пьетро Масканьи и "Джоконда" Амилькаре Понкъелли. Особенно успешной стало выступление новой итальянки в образе Зиглинды в опере "Валькирия" Рихарда Вагнера. В октябре 1910 года Майкки выходит замуж за Селима Пальмгрена, на тот момент руководителя симфонического оркестра в Турку. 1921-1926 годы супруги провели в США. Вернувшись на родину, певица продолжала выступать и занималась преподаванием. Летом 1929 года в Турку планировалось исполнить торжественную кантату Пальмгрена "Лилия Турку". Майкки плохо себя чувствовала, однако не пропустила генеральную репетицию, во время которой потеряла сознание. Причиной скорой смерти стало кровоизлияние в мозг.
Многие выдающиеся выборгские исполнители воплотили свой талант в педагогике, без которой музыкальная жизнь нашего города
прекратила бы своё развитие.
3 мая 1882 года у горного инженера Александра Александровича Риппаса родилась дочь, в будущем виртуозная скрипачка и преподаватель Выборгского музыкального училища Татьяна фон Риппас. Известно, что они какое-то время проживали в Тервайоки (поселок Большое Поле под Выборгом). Частица "фон" была приставлена после переезда на постоянное жительство в Финляндию.
Интересно, что изначально Татьяна хотела стать художницей и даже какое-то время занималась изучением живописи в Петербурге. Однако влечение к музыке победило – девушка поступила в консерваторию, где получила образование у выдающегося русско-венгерского скрипача Леопольда Ауэра, основоположника российской скрипичной школы. Кстати, он тоже давал концерты в Выборге. В будущем известный виолончелист Калеви Тилли назовет Татьяну фон Риппас "блистательной скрипачкой". Татьяна обучала брата Калеви – Олави Тилли, и оба они многократно слушали её игру. Любопытный факт: Калеви был не только талантливым музыкантом, но и автором "Карельской рапсодии" - занимательных мемуаров о Выборге. Увы, концертная карьера Татьяны фон Риппас не состоялась. Причиной тому послужила прогрессирующая болезнь руки. Но она не отчаялась и унаследовала от Ауэра традицию высококлассной музыкальной педагогики. Калеви Тилли писал об этом: "Сироб и фон Риппас принесли в Финляндию ауэровскую утонченную, красиво звучащую и выдержанную манеру игры".
Борис Сирпо
Кто же такой Сироб и за какие заслуги Тилли ставит этого человека в одном ряду с Татьяной фон Риппас? Об этом – отдельная история.
Борис Осипович родился 3 апреля 1893 года во Владикавказе (Северная Осетия). Его настоящая фамилия – Вольфзон, а псевдоним Сироб – перевернутое имя Борис. Получив образование в консерваториях Москвы и Петербурга, в возрасте 25 лет он становится основателем Выборгской музыкальной школы, дав городу "новый голос" после затишья революции. Школа начала работу 16 сентября 1918 года. Программа включала такие предметы, как скрипка, виолончель, вокал, фортепиано, теория и история музыки. Здание располагалось на ул. Красноармейской, 11 (тогда – ул. Чёрных братьев). Стоимость за семестр составляла 165 марок. В первый год в школе, занимавшей три комнаты, обучалось 55 человек, а к началу третьего учебного года – 146. 3 февраля 1923 года на базе школы открылось Выборгское музыкальное училище, располагавшееся по адресу Ленинградское шоссе, 1 (Kannaksenkatu). В 1928 году его посетил Ян Сибелиус. Композитор принимал участие в репетициях и выступлениях оркестра училища. 28 апреля 1923 года оркестр исполнил концерт Сибелиуса. Представление стало главным событием в жизни города. Сибелиус согласился дирижировать оркестром и дал восемь выступлений подряд. По натуре Борис Сироб был весьма загадочным человеком. Выборжане предполагали в нём еврейское происхождение, на что тот с иронией отвечал: "К моему сожалению, не имею чести принадлежать к этому талантливому народу. Я именно что армянин…".
Хеймо Хайтто
Позже он финнизирует своё имя на "Борис Сирпо". Подобно Майкки Ярнефельт-Пальмгрен, талантливый скрипач не был лишен чувства юмора. Однажды на вопрос Калеви Тилли о расположении родного Владикавказа он ответил: "Да там, далеко, в районе Восточного Китая, если вы представляете, где это находится…". Одним из самых известных учеников Бориса Сирпо был выдающийся скрипач Хеймо Хайтто, родившийся в Выборге 22 мая 1925 года. С началом Зимней войны они оба покидают Выборг и отправляются в США, где дают несколько сотен концертов. Сирпо уже никогда не вернется на родину и не приедет в Выборг - он проживет в Америке до 73 лет. В заключение о Борисе Сирпо стоит привести отрывок из книги Яакко Леппо: "Когда я пишу это сейчас, то вижу Сирпо где-то далеко на западе. Представляю его с тактовой палочкой, только что указавшим последний аккорд и уходящим с дирижерского возвышения перед оркестром. Я хотел бы, не прекращая, бить в ладоши и вызывать его из задней двери зала снова и снова вперёд, чтобы он всходил на возвышение и принимал неустанные выражения нашего восторга. Я хотел бы прокричать слушателям в зале: он тот, кто отдал двадцать сильнейших лет своей жизни выборжцам. Я бы хотел прокричать этим чужим слушателям: Борис – он выборгский".
Михаил Иванович Глинка
Будучи значимым культурным центром Великого княжества Финляндского, Выборг жил музыкой не только финских, шведских и немецких композиторов, но и русских мастеров. Одним из выдающихся композиторов, посещавших наш город, был Михаил Иванович Глинка. В 1829 году он останавливался в гостинице Мотти (ул. Прогонная, 2). В его планах было посещение Иматры.
Гостиница Мотти, известная также как Дом Ладо - двухэтажный каменный дом в стиле русского классицизма, построенный в конце XVIII века. Фасад украшен балконом с кованой решёткой, на которой выгравированы год постройки (1785) и инициалы первого владельца - HVL (Генрих Вильгельм Ладо). В послевоенное время на фасаде была установлена памятная доска, посвящённая М. И. Глинке.
Во время своего путешествия композитор записал мотив песни местного финского крестьянина-извозчика. Позднее мелодия этой песни была использована в знаменитой опере "Руслан и Людмила". Второй визит Глинки в Выборг состоялся в 1839 году. В этот раз он приехал на лечение минеральными водами. В одном из домов города музыкант дописывал увертюру к "Руслану и Людмиле". Считается, что суровый северный пейзаж вдохновил его на эпические мотивы.
Евгений Фёдорович
Аленев
5 декабря 1864 года в Выборге родился выдающийся русский композитор Евгений Фёдорович Аленев. Известно, что семья Аленевых обосновалась в городе ещё в 1816 году, переехав из Новгорода. Дед композитора, Дмитрий, был предпринимателем и занимался поставкой в Финляндию какао и других товаров из Голландии. Дом Аленевых с семейной лавкой располагается по адресу ул. Крепостная, 16 (тогда – ул. Екатерининская). Аленевы занимали почётное место в жизни города и славились своей благотворительной деятельностью. У Евгения было два брата и две сестры: Владимир, Александр, Анастасия и Анна. Сам он часто приезжал в Петербург, где много времени проводил в гостях у деда. Там же Аленев знакомится с певцом Константином Ольхиным, сыном редактора знаменитого научно-популярного журнала "Вокруг Света". Юноши подружились и часто занимались музыкой вместе: Константин пел, а Евгений аккомпанировал на рояле. Сохранилась их переписка, раскрывающая некоторые подробности биографии Евгения Аленева. Так, в 1881 году Константин встречал у Аленевых Новый год и Рождество. 3 января он писал матери: "Были на маскараде у очень богатого фабриканта Сажина… Женя Аленев был столь любезен, что аккомпанировал мне на фортепиано, и я спел романс "Отвори мне темницу". Аленевы меня за фалды удерживают и говорят комплименты".
Вскоре Евгений Фёдорович поступает в Петербургскую консерваторию в класс пианиста Ф. Ф. Черни. Музыке Аленев посвящает свою короткую 38-летнюю жизнь. На протяжении всего творческого пути Евгений Фёдорович находился "на перепутье" между Петербургом и родным Выборгом, занимаясь композиторской и преподавательской деятельностью. Однако северной столице музыкант отдавал большее предпочтение: "У него не было в Выборге, да и во всей Финляндии поклонников, друзей. Евгений больше общался в петербургских сферах, чем у себя в Выборге. Я не знаю, вёл ли он богемный образ жизни, но денег он не заработал", - писал брат композитора.
Многие свои произведения Аленев посвятил современникам, таким как И. Я. Индурский (вероятно, сын известного выборгского фотографа Якова Индурского), П. А. Судаков (дядя, родной брат матери композитора), М. П. Беляев (музыкальный издатель), И. И. Витоль (композитор). Евгений Фёдорович писал романсы на стихотворения русских классиков: А. С. Пушкина, А. А. Фета, П. П. Гнедича, А. А. Голенищева-Кутузова, И. И. Козлова, К. К. Романова. Некоторые романсы написаны на слова немецкого поэта Г. Гейне. Несколько своих произведений, в числе которых – баллада "Ночной ездок", Аленев посвятил Митрофану Петровичу Беляеву, издателю своих нот.
27 февраля 1902 года музыканта не стало. Причина смерти до сих пор остаётся тайной. Аленева похоронили на Ристимякском кладбище в Выборге. Его могила не сохранилась. Почти все родственники Евгения Фёдоровича умерли до начала Первой мировой войны. В 1921 году в Выборг вернулся брат пианиста, Александр. Ему перешло оставшееся наследство Евгения: серебряные ложки да белый рояль. Часть архива композитора пропала в Гражданскую войну, большая часть - в начале Зимней войны.
Из родственников композитора остался лишь сын брата Александра, Георгий, в 1990-е годы проживавший в Хельсинки. Известно, что он приезжал в Выборг. Благодаря ему были получены небольшие подробности жизни Евгения Федоровича и его семьи. В 1930-е годы к памяти Аленева обратился известный выборгский музыкант и профессор Николай Акимов. В "Журнале Содружества", выходившем в то время в Выборге, он написал статью о композиторе, призвав общество отдать дань памяти "незаслуженно забытому выборгскому уроженцу, симпатичному музыканту".
Александр
Глазунов.
Одним из своих любимых учителей называл Евгения Аленева талантливый композитор Пётр Васильевич Акимов. Родился он в Выборге 7 января 1885 года в семье купцов. По окончании Выборгского реального училища поступил в Санкт-Петербургский Императорский лесной институт, продолжил обучение Мекленбургском техникуме (Германия) по специальности "электроинженер". В 1907 году Акимов получил работу, которая "заключалась в изготовлении проектов электрической инсталляции, была однообразна, механична и скучна".
Ещё в отрочестве Пётр увлёкся музыкой, обучаясь у Эмиля Сивори, Армаса Ярнефельта и Евгения Аленева. Талант юноши был замечен ректором Санкт-Петербургской консерватории, композитором и педагогом Александром Глазуновым. Благодаря наставлениям маэстро Пётр Васильевич окончил консерваторию на "отлично". 18 июня 1910 года Пётр Акимов пишет ноктюрн "Вспомни вечер", посвящая его своей первой музе - фрейлине Эрне Гревэ. Под этим именем, вероятнее всего, скрывается графиня Марина Голенищева-Кутузова, по мужу Граббе. В 1900 году она стала фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны, супруги императора Николая II. Увы, ноктюрн так и остался неопубликованным, ведь на момент его написания Марина Александровна уже была замужней дамой и матерью четырёх дочерей. Пётр Акимов преподаёт в Санкт-Петербургской консерватории, после чего его приглашают профессором музыкальной композиции и проректором в Харьковскую консерваторию, затем - профессором в Краснодарскую консерваторию. В Краснодаре музыкант женился на Раисе Макаренко, которая была моложе его на 16 лет. У супругов родились две дочери: Кира и Галина.
Пётр Васильевич
Акимов.
В 1922 году молодая семья вернулась в Петроград. Пётр Васильевич преподает в школе Академической капеллы, а затем его вновь приглашают в консерваторию. Переломным в карьере музыканта становится 1929 год, когда Акимов оказывается "в числе исключённых из педагогического состава лиц". Именно тогда он решает вернуться в Выборг. О жизни композитора в независимой Финляндской Республике сохранилась автобиография, свидетельствующая о непростом для Петра Акимова времени: "Родина приняла меня негостеприимно и даже враждебно: впервые пришлось испытать и крайнюю нужду – такую, какой, быть может, не испытывал и в годы революции. Я работал несколько лет учителем классов композиции в Выборгской музыкальной школе, основанной Сирпо, но работа эта оплачивалась нищенски. Приходилось работать в ресторанах и кабаках, чтобы обеспечить жизнь семье. В 1937 году я переселился в Хельсинки и стал писать музыку для финских фильмов. Фамилия моя считалась неприличною, и мне было поставлено условием пользоваться финским псевдонимом. Я предложил псевдоним "Сибемолиус", но в этом было усмотрено неуважение к имени знаменитого композитора Сибелиуса, и моим псевдонимом стало Аттинен.
Во время Великой Отечеcтвенной войны я был "сокращён" с издевательским заявлением, что меня примут на службу после взятия Ленинграда, так как тогда вновь потребуются "специалисты по русской музыкe". Во время предыдущей "зимней войны" я тоже оказался без места – тогда я вынужден был служить помощником шофёра прачечного заведения и развозить по городу бельё, таская тяжёлые корзины по лестницам домов. Другой работы невозможно было найти. Что же касается публики, обычно у меня отношения с ней были хорошие. В Хельсинки я ещё работал несколько лет преподавателем музыки и хорового пения в духовной семинарии, написал литургию, которую в газете "Aamunkoitto" ["Утренняя заря"] отметили, как сочинение, делающее эпоху в церковной музыке (исполнения этой литургии, однако, нигде не слышал)". В возрасте 66 лет Пётр Васильевич обратился в Академию имени Сибелиуса для соискания заслуженной должности профессора. Ответ был отрицательный по причинам, о которых можно лишь догадываться вследствие утраты протокола совещания от 9 мая 1951 года. Профессору пришлось продолжить работу пианиста. Однажды во время игры в ресторане "Таверна", расположенном на Лауттасаари (Паромный остров, Хельсинки), у Петра Васильевича случился сердечный приступ. Он скончался через несколько дней 4 августа 1956 года на 72-м году жизни. Композитора похоронили на православном кладбище Хиетаниеми в Хельсинки.
Лаури Сайккола
Одним из учеников Петра Акимова был финский композитор Лаури Сайккола, родившийся в Выборге был 31 марта 1906 года. О его жизни и творчестве удалось найти биографическую справку выборгского краеведа Михаила Костоломова. Из неё известно, что в 1919-1928 годы Лаури учился игре на скрипке у Ээро Селина, а в 1930-1934 годах – музыкальной композиции у Петра Акимова. С 1928 по 1934 годы Сайккола преподавал в Выборгском музыкальном училище. Играл на альте в оркестре общества "Друзья музыки в Выборге". В январе 1938 года в Выборге состоялся последний довоенный симфонический концерт, на котором исполнялась композиция Лаури Сайккола "Pastorale". Самого музыканта в городе на тот момент уже не было. Он переехал в Хельсинки в 1934 году, где 30 лет работал альтистом в городском оркестре. Лаури Сайккола является автором первой мелодии-заставки Финского телевидения. В 1953-1973 годах был музыкальным журналистом на радиостанции Yleisradio. Авторству композитора принадлежат три оперы: музыкальная сказка "Taivaaseen menijä" ("Попасть на небеса") и либретто к ней, постановка "Risti" на текст Лаури Хаарла (премьера состоялась в Национальной опере) и комическая опера "Mestarin nuuskarasia" ("Табакерка хозяина", 1970). Также в 1958 году он написал "Маленькую сюиту" для кларнета и фортепиано. Лаури Сайккола не стало 24 сентября 1995 года.
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Многие русские композиторы отдыхали в окрестностях Выборга. Так, на даче в Тервайоки (Большое поле) провел лето 1869 и 1872 года Николай Андреевич Римский-Корсаков. Дачей владела семья супруги музыканта, пианистки Надежды Пургольд. А один из учеников Н. А. Римского-Корсакова, композитор и дирижер Александр Константинович Глазунов неоднократно отдыхал в усадьбе Суур-Мерийоки (Харитоново). Впервые он приехал туда в мае 1881 года. Место, где он останавливался, называется "Липовая аллея".
Безусловно, Зимняя война оставила неизгладимый след в облике Выборга, повлияв и на его музыкальную жизнь. Одним из самых ярких и известных примеров является знаменитая Сяккиярвская полька. Она была популярна в финляндской Карелии задолго до войны - в начале XX века. Так, в 1915 году её исполнение являлось обязательным условием для поступления в музыкальное училище Ууно Клами – крупнейшего после Сибелиуса финского композитора. Клами был родом из соседней с Сяккиярви волости Виролахти и нередко добирался до Выборга через местные деревни. В августе 1941 года после отступления Красной Армии и ввода в Выборг финских войск полька Сяккиярви звучала в эфире три дня, заглушая своим плотным звучанием все остальные частоты, в том числе сигналы для взрыва радиомин, которыми русские солдаты при отступлении обложили наиболее ценные выборгские здания. По легенде именно карело-финская полька позволила сохранить город. Благодаря её звучанию финским саперам удалось полностью обезвредить Выборг от мин.
После войны культурная жизнь в Выборге вновь начинает развиваться. В городе работают Дом культуры и клубы. В 1940-50-е годы в Выборге существовало 15 коллективов художественной самодеятельности. В 1960-е годы преподавателями Выборгской музыкальной школы были организованы "Музыкальные воскресенья", на которых исполнялись произведения русских, советских и зарубежных композиторов. В 1970-е годы образуются Академический хор (руководитель – Людмила Леонидовна Кузина), Народный театр (руководитель – Борис Петрович Фурнэ), народный симфонический оркестр, духовой оркестр и танцевальные коллективы. В 1982 году был создан ансамбль песни и танца "Вереск". С 1992 года в Музее-заповеднике "Парк Монрепо" ежегодно проводится Международный Фестиваль камерной музыки "Вечера в Монрепо" (классическое музыкальное искусство).

К сожалению, советский период истории музыкальной жизни Выборга исследован крайне мало. Это обстоятельство нельзя считать справедливым и оставлять без внимания. Не может не разочаровать и тот факт, что даже некоторые местные краеведы, располагающие материалом по данной теме, не заинтересованы в популяризации своего многолетнего труда. Конечно, периодически выходили и выходят в свет интересные статьи выборгских СМИ (если быть честными, то в городе на данный момент осталось лишь одно), об отдельных композиторах и исполнителях, значимых музыкальных концертах, устраиваемых в стенах ДК и библиотек, на территории Замкового острова. Пресса не оставляет без внимания достижения юных выборгских талантов в разнообразных музыкальных конкурсах, их успешные выступления на фестивалях. Краеведческие исследования о русских музыкантах можно найти на сайтах городских библиотек. Но разве этого достаточно? Как о наших выборгских музыкантах смогут узнать через 10, 50, 100 лет? Где качественная литература, рассказывающая о современной музыкальной жизни города? И главный вопрос: "Почему песни о Выборге не звучат на улицах города?". Готовы с этим поспорить? Попробуйте без подсказки вспомнить хотя бы одну песню. Они есть, но почему не на слуху? Может быть, мы делаем что-то не так, приучая детей к зубрежке классических произведений и заставляя выступать для отчета на праздниках без прививания им любви к истории родного города? А чтобы любить город, его нужно знать. Где эти настоящие, неразрозненные знания? Этот материал не является "универсальной энциклопедией" по истории музыкальной жизни Выборга. В нём собрано далеко не всё. Но даже по тому, что удалось найти, становится очевидным перевес информации о зарубежных музыкантах. Этой проблемой должны заниматься мы, жители Выборга - не бояться исследовать и высказывать новые мысли, делиться своими открытиями с другими, пробуждать неподдельный интерес к музыке у молодого поколения. Мы – и есть история музыкальной жизни Выборга.

Материал подготовила Диана Старкова
Иллюстрации: finna.fi
Контакты
conservativeclub@yandex.ru

Адрес
Россия, Выборг