Прежде чем начинать работу, нужно понимать, с чем ты имеешь дело. Как всё устроено
Все ведь добрые люди хотят, чтобы в Выборгской епархии всё было хорошо? Епископа Варнаву отстранили от управления, но Епархия есть, а значит у неё будет руководитель. Главное, чтобы новый достойный понимал уникальную специфику Выборгского края и умел смотреть на мир не только со своей колокольни. Мы видим мир через призму нашего опыта и часто не можем представить себе больше того, с чем сталкивались. Для того чтобы посмотреть на ту или иную ситуацию с разных сторон, стараясь избежать или минимизировать возможные ошибки, нанимают аудиторов, аналитиков и риск-менеджеров. Это нормальная практика для бизнеса. Представить себе, что в РПЦ есть такие специалисты, сложно, но они точно появятся. Можно их назвать на старославянский лад, но суть останется неизменной.
Прежде чем начинать работу, нужно понимать, с чем ты имеешь дело. Как всё устроено.
Спасо-Преображенский собор. Выборг
Самое главное, что нужно знать будущему епископу: город Выборг - столица шести благочиний (Выборгского, Приозерского, Всеволожского, Кудровского, Рощинского, Токсовского ) только на бумаге. И единственный монастырь - Коневец - ориентирован скорее на Москву и Петербург, а не на город святого Олафа. Более того, между вышеупомянутыми субъектами нет даже прямого транспортного сообщения. Если нет автомобиля, то из Выборга до Коневской обители нужно добираться через Питер. Так же из Всеволожска, который, скорее, пригород Петербурга, доехать до Выборга крайне проблематично. Да и незачем. Связь между Выборгом и Приозерском не лучше, её нет. На машине можно, но если нет удобного общественного транспорта и повода путешествовать между городами, то это не единый регион. Что делать выборжанам в Приозерске, а всеволожцам в Выборге? Ну честно - нечего. Все регионы замкнуты на Северную столицу и не общаются между собой. Из этого следует простой вывод: или их нужно объединять, или юридически признать фактическое положение дел.
Только есть нюансы, которые непонятны неслушающим. Аuditor от латинского - слушающий.
Спасо-Преображенский собор. Выборг
Все города бывшей Выборгской губернии могут полноценно жить и развиваться только с центром в Выборге. Это касается в том числе временно карельской Сортавалы, питерского Зеленогорска и нескольких городов ныне независимой от России Финляндии. Не вдаваясь в геополитику и не угрожая соседям захватом их городов, можно сказать лишь про неизбежное: территории, собравшиеся за столетия вокруг географической, а значит и экономической логики, будут едины - в той или иной форме, рано или поздно. Кстати, Всеволожск никогда не входил в состав Выборгской губернии. Он ингерманландский, не выборгский. Что делать с этой неправильной административной географией - вопрос для высшего церковного и государственного руководства, но факты на земле не исчезнут. Если есть конкретная ситуация, то с ней нужно работать или хотя бы понимать её. Не трясти за грудки тех, кому ты не нужен. Тем более если у них есть силы дать отпор.
Получается сложно: на Северо-Западе нашей страны есть четыре разделённых и неизбежно единых региона, два из которых находятся в одной епархии.
Спасо-Преображенский собор. Выборг
Также "варягам" и местным нужно помнить, что на территориях, вошедших в состав СССР в 1944-м году, нет непрерывной православной традиции. Старинные храмы есть, но даже в царские времена русского населения в губернии было около пяти процентов. Ну а привезённые советские люди воспитывались в духе научного атеизма поколениями. Сортавала, Приозерск, Выборг, Зеленогорск - самые русские регионы в стране, но самые неправославные. Возможно, потому на этой земле после развала Союза появилось невозможное количество сект и сектулечек с псевдоцерквями. У каждого человека есть потребность в духовной пище, и кормили русских людей все, кому не лень. Да и сейчас выборгское общество разбито на кружки, очень часто устроенные по квазирелигиозному принципу: с гурами и гурессами, тайными знаниями, специфическим питанием и гимнастикой, за которыми стоят старые недобрые демоны, иногда в милом совином или гномиковом обличье.
Местные миссионеры думают, что достаточно быть хорошим и благостным, и русские люди потянутся в храмы.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Приозерск
Кого Бог приведёт. Так за души и дьявол борется. Без активнейшей и даже агрессивной миссионерской работы тут ничего не будет. Вместо этого Епархия устраивала лекции для бабушек, на которых рассказывали про композитора Гоголя и его скульптуру "Му-му", объясняя, что Николай Васильевич был христианином, а не бесноватым. На фоне откровенных сектантов и сатанистов, проводящих фестивали на государственных площадках, это выглядит печально и наводит на нехорошие мысли. Вместо того чтобы вежливо рассказывать торговцам изотерической литературой, что они неправы и вредят своему здоровью, как бы миссионеры пытаются подстроиться под них. По-лютерански. К чему приводит желание нравиться и подстраиваться под чертей, хорошо известно. Не они становятся немного лучше, а ты - немного хуже.
Немного хуже, как в народной поговорке про "один раз".
Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Приозерск
Желание понравиться непонятно кому привело к тому, что Епархия начала срастаться с сектантскими сообществами, распространяющими откровенную околоисторическую ересь. Желая вроде бы хорошего, сделать шведско-советский город русским, но получилось так, что патриотические взгляды среди активных горожан теперь равняются забавному идиотизму. Это вполне рабочая тактика - создать кружок фриков, навесить на него ярлыки, а потом говорить, что если ты такой, значит ты с ними: "Ха-ха, фу-фу". Даже возникают вопросы: "А не внедрились ли идеологические провокаторы в самую главную русскую структуру? Или всё же это уровень психического развития? Ну нельзя же садиться за один стол с реинкарнацией фараона Эхнатона и не испачкаться в Татищеве?". Русский Выборг теперь равен бреду в стиле "Велесовой книги", и это заслуга епархиального антимиссионерства.
Вместо создания нового русского в шведско-советском городе пропагандировалось антирусское под видом исконно русского.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Приозерск
Эта земля и люди - чистый лист, на котором уже понаписали такого, что страшно, и это нужно исправлять всей страной. Регион имеет стратегическое значение для всего государства, а значит и усилия нужны государственные, федеральные. В Выборге для этого нет кадров, и если новый владыка не приведёт с собой свою команду специалистов, не связанных с местным болотом на камнях, то ничего тут не изменится, и будет хуже. По той причине, что средневеково-европейский флёр города притягивает всевозможную нечисть со всей страны, мечтающую жить в бесконечном хэллоуине феминистического аниме. Если угодно, то Выборг стал или скоро станет центром подготовительного мини-Армагеддона. Сейчас они его реконструируют под видом безобидных забав, но с другой стороны границы всё настоящее. Это реальный вызов для будущей Епархии и владыки, а не сексуальная ориентация поэтов Серебряного века.
Строить новую реальность, а не распространять ложь, рождённую английскими "купцами" в 18 веке.
Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь
Принимать неизбежные исторические и экономические факты, а не топать ногами, требуя написанного на бумаге, но не имеющего отношения к реальности. Коневец - очень столичный монастырь, и на это есть объективные причины, так почему не построить новую обитель? Имени святого покровителя Выборга, не в стиле 19-го века, а пригласив лучших современных архитекторов, сделав эту идею общенациональной. Подумать хотя бы над паломническими турами из столицы Епархии в соседние города. С РЖД договориться совсем невозможно - понятно. Хотя ведь и они Страшного суда боятся, да и грехи у всех есть. Попросили бы запустить православную Ласточку между Выборгом и Приозерском, и было бы счастье и польза для единства Епархии. На данном этапе нужно хотя бы прекратить малевать портреты святых на ассенизаторских будках.
Сейчас бы просто понять, что у нас есть святого в этом городе, регионе и что может появится.
Памятник преподобному Арсению Коневскому. Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь
Святыни создают, если что. Настоящие, неподдельные. А у нас тут - лекции для одиноких пенсионерок про хороших писателей начала 20-го века. Для еженедельных докладов о патриотическо-духовной работе очень подходит. Отчёты публикуются, лайки ставятся, шеры делаются, просмотры идут, зарплаты капают - ничего не происходит. А потом такие: "А почему в храмы не идут?" А может быть, и не нужны этим батюшкам лишние заботы? С людьми хлопот много. Зарплаты есть, благодетели не забывают. Кто постарше, тот ещё за влияние борется и авторитет. Так и течёт жизнь - с тётенькиными пирожками в трапезной, аппаратными войнами и поздравительными открытками, где бородатые мужики с каменными лицами утопают в букетах цветов. Только храмы пустые, а люди получают духовную пищу на лукавой стороне: в сектах йоги и на тренингах роста.
Андрей Первозванный на эти камни сам пришёл и не боялся голодных язычников, и уж точно не думал про зарплату, социальный пакет и подарки.
Выборгский (Тронгзундский) архипелаг
У нас есть удивительный архипелаг под Выборгом, кто же мешает установить на одном из островов каменный поклонный крест в честь будущего монастыря? Основав обитель, равную или превосходящую Соловки и Валаам. Третий архипелаг - третий монастырь. Бог Троицу любит. Весь Север замкнём духовно-концептуально. Всё для этого есть. Пригласим молодых и дерзких церковных архитекторов, которые нарисуют красиво, в псковско-нордическом стиле. И сделаем этот проект локомотивом для Епархии и всего Северо-Запада. Вот это будет скрепища, прямо на финляндской границе. А сейчас нужно просто пустить несколько туристическо-паломнических автобусов между Выборгом и Приозерском, предварительно поняв, что у нас есть святого и перспективного. Лучше поезд. Может быть, отпустить Всеволожск и попросить нашу Сортавалу с Зеленогорском. А там и в Лаппеенранте найдём интересные туристические объекты.