Литературно-исторический клуб "Северный авангард"
Аалто 90
Самой красивой библиотеке России исполнилось 90 лет
Библиотека Алвара Аалто в Выборге - единственный проект выдающегося финского архитектора на территории современной России. С 1995 года - объект исторического и культурного наследия Федерального значения. Уникальный памятник библиотечной культуры, выполненный в стиле функционализм, является жемчужиной не только для Выборга, но и для всей страны. Недавно библиотека отметила свой 90-летний юбилей. В честь этого знаменательного события на сайте "Северный Авангард" подготовлен материал, посвящённый непростой истории здания. Уверены, такой фундаментальный паспорт библиотеки будет интересен не только выборжцам, многие из которых являются её верными читателями не одно десятилетие, но и всем, кто неравнодушен к архитектурному и культурному наследию нашей Родины.
Photo by Tiana
Photo by Kolya
Photo by Paul
Photo by Fabrice
Photo by Jacob
Photo by Alex
Photo by Adam
Photo by Leopold
Photo by Katie
Photo by Arnaud
Photo by Leo
Photo by Mohd
Выборг - город с неповторимой историей, испокон веков бывший крупным промышленным центром, "перекрестком четырёх культур". В разное время он находился в составе Швеции, Российской империи, независимого Финляндского государства. До основания Торкелем Кнутссоном крепости Выборг в 1293 г. территорию будущего города с XI в. населяли карелы. Процветание торговли, экономических и культурных связей способствовало развитию в Выборге благотворительности.

В ряду известных и до сих пор почитаемых в Финляндии выборгских коммерсантов была супружеская пара - Юхо и Мария Лаллукка. Юхо занимался оптовой торговлей, владел недвижимостью. Он посвятил свою жизнь искусству, оказывая материальную поддержку Выборгскому театру и местным художникам. Мария тоже была предпринимателем и любила литературу, была дружна с писателями. Своё имущество она завещала на строительство публичной городской библиотеки.

27 июня 1927 г. был объявлен конкурс на проект выборгской муниципальной библиотеки. Участок, выделенный под застройку, находился в парке на углу Aleksanterinkatu (ныне - Ленинградский проспект) и Torkkelinkatu (проспект Ленина). Победителем стал молодой начинающий финский архитектор Алвар Аалто с проектом под девизом "WWW". Аббревиатура имеет отношение к шведскому названию города - Wiborg.

Изначально архитектор представлял библиотеку компактным трёхэтажным зданием с массивной лестницей главного входа, ступени которой вели в холл, затем в вестибюль и, в конечном счёте, на абонемент, освещённый стеклянной крышей. А. Аалто играл на контрастах тёмного и освещённого, узкого и широкого, низкого и высокого пространств, создавая иллюзию внутренних и внешних помещений.

В феврале 1928 г. архитектору доверили разработать чертежи библиотеки. В пояснительной записке к проекту члены конкурсного жюри помимо достоинств выразили и критику: "Несмотря на архитектурные преимущества, структура внешней лестницы создаёт сложности освещению и должна быть перепроектирована. Необходимо также внести изменения в расположение книжных полок в детской библиотеке, а также в соединение между абонементом и помещениями для персонала, которое можно исправить с минимальными изменениями. Вход в котельную через квартиру смотрителя очень неудобен. Из-за климатических условий стеклянная крыша над абонементом должна быть заменена на окна, и сама крыша исправлена".

В августе того же года А. Аалто представил проект вновь, внеся необходимые изменения. Теперь боковая стена главной лестницы и вход в библиотеку были полностью стеклянными. Стеклянная крыша абонемента была заменена плоской кровлей. Естественный свет поступал в основные залы через ленточное окно. Тем не менее строительный комитет оставался недовольным лестницей главного входа, выступающей из основного объёма здания.

21 января 1929 г. архитектор завершил работу над третьим проектом библиотеки, согласно которому здание имело L-образную форму, а главная лестница входила в его основной объём. Вход в детскую библиотеку А. Аалто перенес на противоположную от центрального входа сторону. Ленточные окна абонемента заменялись рядами отдельных. Комитет одобрил этот проект. Однако в силу экономического спада конца 1929 г. – начала 1930-х гг. его следующие этапы были отложены до 1933 г.

В сентябре 1933 г. было окончательно решено, что библиотека должна быть построена с другой стороны парка, вдоль Vaasankatu (ныне - проспект Суворова). Новое расположение потребовало внесения изменений в проект, связанных с особенностями ландшафта. А. Аалто справился с этой задачей и 28 декабря 1933 г. получил разрешение на строительство. Работы по возведению здания начались в середине апреля 1934 г. выборгской строительной фирмой "Пирамида". 13 октября 1935 г. состоялось торжественное открытие библиотеки.

Г. Шильд пишет в своей книге "Алвар Аалто. Его жизнь": "Выборгская библиотека ожидала постройки длительное время и претерпела такие решительные изменения по сравнению с первоначальным проектом, что мы можем говорить о четырёх различных проектах".
Photo by Jacob
Photo by Kolya
Photo by Oliver
Photo by Leo
Photo by Paul
Photo by Lea
Photo by Fabrice
Photo by Alex
Photo by Mohd
Photo by Arnaud
Photo by Leopold
Photo by Katie
Photo by Tiana
Окончательный проект здания, образованного из двух прямоугольных ассиметричных параллелепипедов, имел совершенно отличный от предыдущих работ мастера облик, хотя в нём всё ещё прослеживались идеи конкурсного проекта. Например, оставалась широкая лестница, ведущая к кафедре выдачи литературы. А. Аалто стремился сосредоточить наблюдение сотрудников библиотеки за несколькими помещениями в одной точке. В окончательном проекте ядром, объединяющим все отделы библиотеки, является винтовая лестница. Из детской библиотеки она ведёт на уровни читального зала и абонемента. Кровля в конечном итоге представляла собой оригинальную конструкцию, состоящую из 57 зенитных фонарей - конусообразных отверстий-колодцев, рассеивающих естественный свет в пространстве основного корпуса. Система отопления также находилась в кровле.

Стоит отметить, что до проведения конкурса А. Аалто ни разу не брался за проект в стиле функционализм. Его ранние постройки близки к классицизму. Таким образом, победа в конкурсе стала для архитектора серьёзным карьерным прорывом. Волнообразный потолок лекционного зала, естественное потолочное освещение основного библиотечного корпуса, разделение пространства не на этажи, а на уровни, напоминающие собой природный ландшафт - всё это находки, изобретения мастера, впервые примененные им в выборгской городской библиотеке и ставшие впоследствии характерными чертами его архитектурного стиля. С другой стороны, ко времени возвращения к проекту А. Аалто уже успел стать видным архитектором. В 1933 г. по его проекту был построен туберкулезный санаторий в Паймио. В этом отношении библиотека только выигрывала оттого, что её строительство откладывалось на столь длительный период.

Однако глобальные изменения, внесённые А. Аалто в проект библиотеки, вызвали волну неодобрения у части городского населения. Местные жители видели здание слишком смелым и модернистским на фоне окружающего его парка. Но в этом как раз и состоял талант мастера: он, как никто другой, умел находить привычным техникам строительства новые, совершенно неожиданные решения.

Финский архитектор С. Паавиайнен пишет в своей статье "Выборгская библиотека – конкурсный проект" следующее: "В выборгской библиотеке Аалто придаёт завершённую изысканность идеям классицизма двадцатых – продвигаясь даже значительно дальше Асплунда. Больше он не мечтает о целом храме, но уделяет большое внимание фрагментам и окружению: освещению и теням, взаимодействию заката и восхода, тьмы и света. Он так далеко продвинулся с этим в выборгской библиотеке, что вызывает сомнение, смог бы сам Аалто ещё дальше шагнуть в этом стиле. Чтобы этого достичь, необходимо сменить направление. Новым очарованием стал Функционализм, чьи неизведанные земли влекут на поиски новых исследователей".

Библиотека А. Аалто моментально стала хорошо известна во всём мире как уникальный образец архитектуры функционализма, позже став иконой этого стиля. В 1936 г. английский журнал "Архитектурное ревю" опубликовал статью о выборгской библиотеке, назвав её "самой современной в Европе как по планировке, дизайну, так и по техническому оснащению". Детская библиотека, вход в которую осуществлялся с южной, противоположной от главного входа стороны здания, с игровых площадок, стала одной из первых библиотек в Европе, специализированных для детей.

Однако в своём первозданном виде библиотека просуществовала всего лишь три с половиной года. В 1939 г. началась Зимняя война, в результате которой Выборг вошёл в состав СССР. За ней последовала Великая Отечественная война.
Photo by Kolya
Photo by Oliver
Photo by Jacob
Photo by Leo
Photo by Leopold
Photo by Katie
Photo by Adam
Photo by Paul
Photo by Lea
Photo by Fabrice
Photo by Alex
Photo by Arnaud
Военные действия не причинили библиотеке серьёзных повреждений. Здание сохранилось в сравнительно целом виде, даже книжные фонды, на первый взгляд, находились на своих прежних местах. Выборгская библиотека была одним из тех редких учреждений, которым было разрешено продолжить свою деятельность в прежнем здании. В 1942-1944 гг. значительная часть финского населения вернулась в город, и библиотека продолжала свою работу в качестве муниципальной библиотеки финского Виипури - несмотря на то, что находилась теперь на территории Карело-Финской ССР.

После Советско-финляндской войны выборгская библиотека стала филиалом Государственной публичной библиотеки. Однако в октябре 1944 г. дирекция поставила вопрос о её дальнейшей судьбе. Для обследования библиотеки в Выборг неоднократно приезжали сотрудники ГПБ М. А. Брискман, В. А. Марин, Т. В. Проскурякова и З. Е. Зюзина, которая увидела "полуразрушенное здание библиотеки в парке им. Ленина. Стены были целы, крыши почти не было. Книги лежали навалом, в кучах. Вопрос о восстановлении филиала ГПБ тогда не решился, и было приказано вывезти книги в Ленинград. Но получить вагоны и транспорт для перевозки книг на вокзал не было возможности - война ещё продолжалась".

В конечном итоге было принято решение ликвидировать филиал и открыть Выборгскую городскую библиотеку. Для этого Исполнительный комитет Ленинградского областного совета депутатов поручил Исполкому Выборгского городского совета трудящихся отремонтировать здание до 1 июля 1945 г. Однако у города были другие неотложные задачи - восстановление промышленных предприятий, жилых домов. До библиотеки не доходили руки.

Самым сложным периодом в судьбе выборгской библиотеки являются первые десять послевоенных лет - 1945-1955 гг. Здание, оставленное без охраны и ремонта, медленно разрушалось. Именно в это время произошли основные стихийные утраты и повреждения. Интерьер, в том числе уникальная мебель А. Аалто были безвозвратно утрачены.

Лишь в 1950 г. здание впервые обследовали для капитального ремонта. Повторная инспекция 1954 г. выявила повреждения и разрушения. Чтобы восстановить библиотеку в её первоначальном виде, необходимы были три главных условия: наличие авторских чертежей, качественных и подобных авторским материалов и специализированной строительной организации. В послевоенные годы всё это отсутствовало.

"Библиотека была восстановлена без единого авторского чертежа", - вспоминает Александр Швер, архитектор, работавший над восстановлением библиотеки, - "Обмеры, сделанные нашими техниками, были неплохими, но не заменяли, конечно, подлинных материалов. Архитекторы располагали только фотографиями из финских газет, очень неважного качества, по которым можно было составить лишь общее представление о том, как выглядела библиотека внутри и снаружи".

Восстановлением библиотеки занимался трест № 50. Организация, созданная для возведения выборгского Судостроительного завода, имела богатый опыт промышленного и жилищного строительства, но не обладала достаточными ресурсами для проведения полноценной реставрации здания библиотеки. Таковы были проблемы её послевоенного восстановления.

Проекта по приведению в порядок интерьера и мебели не было, однако благодаря тщательным обмерам все объёмы и фасады сохранили свой первоначальный вид. Уменьшили лишь высоту окон лекционного зала на 20 см за неимением в Советском Союзе стекла оригинального размера.
Во время ремонтных работ в лекционном зале возникла идея размещения в этом пространстве кинозала. Однако в скором времени было доказано, что в данном помещении кинопроекция невозможна.

Волнообразный потолок лекционного зала восстановили по следам краски на стенах. Его функция, заключающаяся в равномерном распространении звука, сохранилась. В качестве материала выбрали акустическую ель, которая использовалась при изготовлении музыкальных инструментов.

Вестибюль стал в два раза просторнее. В 1930-х гг. половину пространства занимали "жабры" - гардероб, который представлял собой деревянную волнообразную стену. За ней располагались крючки для одежды, и финские читатели могли самостоятельно оставлять свои вещи. В силу разницы русского и финского менталитетов в послевоенные годы гардероб был выполнен в советском стиле.
Photo by Mohd
Photo by Tiana
Photo by Leo
Photo by Fabrice
Photo by Alex
Photo by Oliver
Photo by Paul
Photo by Kolya
Photo by Lea
Photo by Adam
Photo by Arnaud
Photo by Leopold
Photo by Katie
Самой насущной строительной проблемой библиотеки было восстановление плоской кровли. У А. Аалто для изоляции был применён листовой свинец. К моменту восстановительных работ этот материал был в дефиците, поэтому на крышу положили рулонный рубероид, из-за чего она начала протекать. Новые слои рубероида не помогали, и достойной альтернативы не было.

Ещё одна проблема, связанная с кровлей – зенитные фонари. Изначально конусообразные отверстия-колодцы были покрыты плоскими круглыми крышками из двойного плотного стекла. На советских фабриках изготовить подобное не представлялось возможным. Предложили заменить их на линзы, производившиеся в то время на военных заводах для прожекторов, но они были очень дорогостоящими. Тогда решили использовать простые купола из пластика. Их выпуклая форма искажала преломление солнечного света, вдобавок сам материал являлся новой причиной протечки кровли в непогоду.
Мебель для выборгской библиотеки была спроектирована двенадцатью ленинградскими предприятиями.

Восстанавливая библиотечные интерьеры, А. Швер стремился сохранить дух проекта А. Аалто, однако были и исключения. Например, потолочные светильники лекционного зала, задуманные архитектором, пришлось убрать, так как это нарушало требования пожарной безопасности. Вместо них установили светильники-торшеры.

Серьёзные изменения касались функционального назначения основных залов. Научные сотрудники из Государственной библиотеки им. В. И. Ленина в Москве (ныне РГБ), служившей в то время всесоюзным методическим центром, решили расположить абонементный зал на месте отдела периодики, а читальным залам отвести всё пространство основного библиотечного корпуса.

Исходя из этих рекомендаций была изготовлена мебель. Вскоре к замыслу А. Аалто вернулись, абонементный зал вновь сделали одним из главных залов библиотеки, но мебель расставили в произвольном порядке: каталожные ящики закрывали собой настенные стеллажи, пространственное единство верхнего (абонемент) и нижнего (читальный зал) объёмов библиотеки было утеряно.
Тем не менее советские архитекторы и строители сделали всё от них зависящее и в целом справились со своей задачей - библиотека была восстановлена. Нельзя забывать о том, насколько сложной во всех отношениях была послевоенная ситуация в стране. 12 марта 1961 г. библиотека открыла двери для выборгских читателей.

Вместо тесного и неудобного помещения на проспекте Ленина жители города получили просторное, светлое и необыкновенное по своей архитектуре и планировке здание. Библиотеку прозвали "выборгской жемчужиной".

Однако первые строительные проблемы появились практически сразу после открытия. В публикациях местных газет 1962 г. можно встретить статьи директора библиотеки, Параевой Раисы Михайловны, которая рассказывает о постоянных протечках крыши, отваливающейся штукатурке, неоткрывающихся оконных рамах, испорченной электропроводке, засорении вентиляционных путей строительным мусором и других проблемах.

В 1962 г. А. Аалто посетил Советский Союз и на обратном пути в Финляндию остановился в Выборге. Позже он говорил о восстановленной библиотеке: "Здание существует, но архитектура исчезла".
Photo by Lea
Photo by Jacob
Photo by Oliver
Photo by Leo
Photo by Kolya
Photo by Adam
Photo by Arnaud
Photo by Alex
Photo by Leopold
Photo by Fabrice
Photo by Paul
В конце 1980-х гг. новый политический климат в Советском союзе оживил приграничные контакты и культурные обмены между Россией и Финляндией.
Д. С. Лихачев принимал активное участие в судьбе библиотеки А. Аалто. Именно он первым обратился в Министерство культуры СССР с вопросом о необходимости реставрации библиотеки в 1986 г.

В 1976 г. великий финский архитектор уходит из жизни. В январе 1992 г. его жена, Элисса Аалто, совместно с представителями Клуба Алвара Аалто и Министерства окружающей среды Финляндии наносит первый официальный визит выборгским властям, во время которого передаётся воззвание архитекторам со всего мира поддержать реставрацию Выборгской библиотеки.

В 1993 г. в Финляндии на базе архитектурного ателье Алвара Аалто создаётся Финский комитет по реставрации Выборгской библиотеки. Начинается время долгих переговоров между российской и финской сторонами о дальнейшем взаимодействии. В конце концов было принято решение, что реставрация библиотеки будет проходить в рамках Международного проекта при паритетном финансировании с российской и финской сторон. При этом Финский комитет обязался выполнить три главных условия: нести ответственность за сбор международных средств на реставрацию, предоставить все необходимые чертежи и спецификации мастера, фотографии здания и вести постоянный надзор за производством реставрационных работ. Таким образом, в 1994 г. в библиотеке А. Аалто началась реставрация в рамках Международного проекта.

Важным направлением деятельности в ходе реставрации стало информирование общественности. Проводились семинары, конференции и выставки - всеми силами старались привлечь внимание к судьбе библиотеки.
В 1995 г. здание библиотеки А. Аалто было включено в "Перечень объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения".

В 1998 г. грантовая программа "Getty Foundation" предоставила Финскому комитету по реставрации Выборгской библиотеки финансирование для подготовки проекта по сохранению библиотеки А. Аалто в Выборге. Это позволило провести большую часть необходимых исследований, документации, планирования и проектирования для восстановления библиотеки.
Photo by Paul
Photo by Leopold
Photo by Jacob
Photo by Leo
Photo by Kolya
Photo by Adam
Photo by Arnaud
Photo by Fabrice
Photo by Alex
Photo by Lea
Photo by Oliver
Photo by Katie
Центральная городская библиотека А. Аалто в Выборге - уникальный памятник европейской функциональной архитектуры модернизма. Особенность и ценность данного архитектурного стиля заключается в сознательном подчинении архитектурных решений функционально-пространственным и организационно-технологическим задачам того учреждения, для которого построено это здание.

В данном ключе библиотеку А. Аалто необходимо рассматривать не только как памятник архитектуры, но и как объект библиотечной культуры. У А. Аалто архитектура здания изначально решала задачи библиотечного обслуживания. Потому и проект по реставрации содержал в себе не только архитектурную, но в первую очередь библиотечную организационно-технологическую составляющую.

Исходя из принципов реконструкции, задачи проекта были распределены следующим образом:
  1. Поддержание исходного состояния библиотеки как архитектурного памятника и памятника библиотечной культуры, максимально приближенного к проекту А. Аалто.
  2. Функционирование библиотеки в статусе современной городской публичной библиотеки с учётом первоначального проекта.
  3. Эксплуатация библиотеки как памятника библиотечной культуры.
  4. Использование внешних и внутренних архитектурно-планировочных особенностей библиотеки по прямому назначению с учётом исходных конструкционных возможностей (например, лекционный зал - для публичной и клубной работы).
  5. Внедрение и использование современных технологий библиотечного, информационного и культурного обслуживания населения с учётом первоначального проекта.
В 2000 г. произошло ещё одно событие, которое позволило ускорить процесс реставрации. Всемирный фонд сохранения памятников включил библиотеку А. Аалто в список "100 объектов всемирного наследия, находящихся в особой опасности", благодаря чему впоследствии были получены дополнительные материальные средства на восстановление кровли и балконов.

Крыша над абонементом и читальном залом выборгской городской библиотеки была первым опытом А. Аалто по внедрению в неё зенитных фонарей как источника естественного освещения внутреннего пространства корпуса. Кроме того, в кровлю основных залов как взрослой, так и детской библиотеки встроена система потолочного отопления. В период с 2001 по 2003 гг. кровля и балконы были успешно отреставрированы, приведены к первоначальному виду. Уже тогда библиотеку можно было считать "спасённой".

В 2004-2005 гг. был восстановлен газетно-журнальный зал. Реставраторы вернули оригинальное освещение, подвесив шарообразные светильники
А. Аалто на хромированные кронштейны, как было изначально, в 1930-е гг. Также восстановили входные двери отдела, расположенные с восточной стороны здания – единственные сохранившиеся с 1935 г. оригинальные двери. Напольное покрытие из натурального каучука немецкой фирмы "Фрёденберг" отвечало всем предъявленным требованиям: как по качеству, износостойкости и способности отталкивать влагу, так и по внешним характеристикам. Пол терракотового цвета и мягкое освещение зала придают белоснежным стенам тёплый оттенок. Работы по восстановлению зала периодики финансировались из федерального и областного бюджетов.
Photo by Jacob
Photo by Kolya
Photo by Adam
Photo by Oliver
Photo by Leo
Photo by Arnaud
Photo by Lea
Photo by Katie
Photo by Fabrice
Photo by Leopold
Photo by Alex
Photo by Tiana
Реставрация лекционного зала библиотеки проходила в 2006-2009 гг. Стена под окнами зала была понижена до её изначальной высоты. Окна стали выше на 20 см, в настоящее время их высота составляет 317 см. Потолку вернули оригинальный вид, на его изготовление потребовалось 9 км сосновых реек. Рейки изготовлены Санкт-Петербургской фирмой "Русский проект" из сосны, привезённой из Братска, которая отвечала всем параметрам: плотности, влажности, небольшому количеству сучков в древесине. Потолок не покрыт искусственным лаком, дерево "дышит". В 2000 г. в подвале дома А. Аалто были найдены оригинальные чертежи потолка. Тогда стало понятно, как правильно крепить рейки между собой и к каркасу, как закрепить каркас в бетонный потолок.

Пол покрыли дубовым паркетом. Паркет изготовили в Финляндии из польского дуба. Средства на восстановление напольного покрытия и волнообразного потолка лекционного зала были выделены Шведским правительством и Шведским обществом Алвара Аалто.

Таким образом, в период с 1994 по 2010 гг. были отреставрированы: большая стеклянная стена вестибюля, отопительная система книгохранилища, вход в детскую библиотеку, отдел периодики, все кровли и балконы, лекционный зал. Тем не менее работы, выполнявшиеся в основном за счёт пожертвований разных стран, длились бы ещё очень долго.

В декабре 2010 г. случился переломный этап в истории Международного проекта. Правительство РФ распорядилось выделить 255,5 млн. рублей на полное завершение всех реставрационных работ библиотеки А. Аалто, благодаря чему проект был успешно завершён уже через 2,5 года. Общие средства, затраченные на реконструкцию здания, составляли 8 737 000 €. При этом Российская сторона вложила 87 % от всей суммы, финские и международные средства составили 13 %. Все реставрационные работы выполнялись российскими подрядчиками.

В 2011 г. Санкт-Петербургская строительная компания "Союзстройреставрация" приступила к восстановлению самой сложной части библиотеки - основным залам. Затем приступили к реставрации детской библиотеки, офисного коридора, книгохранилища, фасадов здания. Была полностью заменена ливневая система (водосточные трубы А. Аалто "зашил" в стенах для сохранения гармонии экстерьера здания библиотеки). Были приведены в порядок электроснабжение и водопровод, установлена автоматическая система водно-дисперсионного пожаротушения, современная охранно-пожарная сигнализация, видеонаблюдение, сети интернета. Закуплено специальное оборудование для маломобильных и слабовидящих пользователей. Оборудована система стеллажей компактного хранения (стеллажи хранилища едут на рельсах, благодаря чему удалось сэкономить 1,5 км метрополок). Установлена шведская интеллектуальная система вентиляции, позволяющая контролировать температуру в здании.

Цель реставрации состояла в том, чтобы вернуть библиотеке оригинальную архитектуру, сохранить исторические слои, сложившиеся в результате её существования в разных эпохах и управлении. Вместе с тем необходимо было наполнить здание современными библиотечными технологиями. Библиотека должна быть нужной людям, а не музеем книги.

Более чем двадцатилетняя кампания по восстановлению шедевра Алвара Аалто успешно завершилась. Совместный проект был поддержан высшими органами власти Российской Федерации и Финляндии и вызвал широкий международный интерес.

23 ноября 2013 г. состоялось официальное открытие Центральной городской библиотеки А. Аалто, в котором приняли участие бывший президент Финляндии Т. Халонен, глава администрации президента России С. Иванов, губернатор Ленобласти А. Дрозденко и директор Министерства образования и культуры Финляндии Р. Кайвосоя.

Материал подготовила Диана Старкова
Фотографии: Игорь Старков, 2024
Список использованной литературы:

  1. Аалто А. Карельский шедевр: Библиотека в Выборге: судьба памятника эпохи модернизма: Сборник / А. Аалто; ред., сост. Л. Кудрявцева; худож. А. Беленький; пер. с англ. С. Прислоновой. – Выборг: Изд-во Кудрявцева, 2018. – 104 с.
  2. Выборгская библиотека Алвара Аалто: Viipuri = Alvar Aalto - kirjasto, Viipuri = Alvar Aalto library, Vyborg, Rossia: научно-популярная литература / ред. М. Холма. - Jyvaskyla: Kirjapaino Kari Oy, 2014. – 49 с.: ил.
  3. Душкина Н. О. Возвращенный шедевр. Пилотный проект реставрации "Нового наследия" в России / Н. О. Душкина // Библиотечное дело. – 2017. - № 2. – С. 27-28.
  4. Золотое поколение: Модернизм в финской архитектуре и дизайне: каталог выставки в Государственном Эрмитаже. Санкт-Петербург, 14 ноября 2015 - 31 января 2016. – Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 2015. - 304 с.: ил.
  5. Мустонен Т., Кайрамо М. Реставрация Центральной городской библиотеки А. Аалто в Выборге / Т. Мустонен, М. Кайрамо // Библиотечное дело. – 2017. - № 2. – С. 20-23.
  6. Светельникова Т. В. Сквозь годы и войны. Библиотека с трудной судьбой / Т. В. Светельникова // Библиотечное дело. – 2017. - № 2. – С. 15-19.
  7. Смирнов Н. Культура, не знающая границ / Н. Смирнов // Вестник. Зодчий. 21 век. – 2013. - № 4. – С. 52-61.
  8. Технология сенсаций: The Alvar Aalto Vyborg Library = Technology of Sensations / The Royal Danish Academy of Fine Arts; ed. C. Cooke. - Copenhagen: Nordisk Kulturfond, 2004. - 144 с.: ил.
Контакты
conservativeclub@yandex.ru

Адрес
Россия, Выборг