Ещё одним немаловажным фактором, позволившим финским татарам сохраниться как нации, стали банальные деньги
Финские татары – уникальный феномен, заслуживающий внимания. Сегодня в столице Финляндии и других её крупных городах их насчитывается около 1000 человек. Тем не менее, именно они являются наиболее сильной, сплочённой и многочисленной этнической группой татар в мире. Почему им удалось сохранить свою многовековую культуру именно в Финляндии? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории.
До основной миграционной волны Первые татары на территории современной Финляндии появились ещё в середине XVI века. Их можно было встретить в составе российских войск. Так, в январе 1557 года они входили в состав казачьего войска Ивана Грозного, осаждавшего Таллин. Начиная с XVII века через территорию нынешней Финляндии в Стокгольм проходили татарские торговцы. Кроме того, татары участвовали в оккупации восточной части Швеции в период Северной войны (1700-1721) и Русско-шведской войны (1741-1743).
Татарские кавалеристы. L'Univers. Histoire
Русско-шведская война (1808-1809) Не будем вдаваться в вопрос об изначальном возникновении татар и перенесемся в XIX век. Поводом для появления татар на территории Финляндии в данный период стала Русско-шведская война 1808-1809 годов. В это время их активно привлекали на военную службу в российской армии. Татары состояли в войсках Александра I и по заключении Фридрихсгамского мира продолжили службу в Великом княжестве Финляндском. Для защиты присоединённых к Российской империи земель основная часть военных была направлена в Гельсингфорс и на близлежащий архипелаг островов Свеаборг. В 1808 году на территории Финляндии находилось около 1500 татар.
"Александр I открывает Боргоский сейм 1809 г.". худ. Эмануэль Тельнинг
Религиозная служба В 1836 году Оренбургское магометанское духовное собрание направило на службу в крепость Свеаборг муллу Бикчантая Бикбова, который проработал там имамом до 1856 года. Помимо ведения основных религиозных обрядов в его обязанности входила канцелярская работа. Он вёл метрические книги, в которых вводились регистрационные записи о рождении, смерти, бракосочетании и разводе мусульман. Муллу обеспечивало военное министерство. Таким образом, религиозная жизнь мусульманских татар в Финляндии поддерживалась военным министерством Российской империи до 1907 года. Оно же обеспечивало имама молельным местом. Это был отдельный дом, которым совместно пользовались мусульмане и иудеи.
Гельсингфорс и Свеаборг, 1854-56
Татарское мусульманское кладбище в Хиетаниеми С середины XIX века количество военнослужащих татар заметно увеличивается, прежде всего, из-за Крымской войны. В этот период крепость Свеаборг оказывается под угрозой нападения англо-французского военного флота. Многие татары, вставшие на её защиту, пали смертью храбрых. До осени 1855 года их хоронили на территории крепости. Начиная с весны усопших стали перевозить на лодках в район Сандудд (Хиетаниеми). Там и по сей день располагается татарское мусульманское кладбище. После войны число военных татар в Российской империи идёт на спад. Помимо высокой смертности причиной тому послужила "милютинская реформа", сокращавшая срок службы и предоставлявшая Финляндии широкие свободы.
Открытие военного мемориала. Хельсинки, Хиетаниеми , 1949 год.
Нижегородские купцы - первые мирные татары в Финляндии В 1870-90-е годы в Великое княжество стали приезжать татарские купцы из Нижегородской губернии, татары-мишари. Большую их часть составляли жители села Актуково Сергачского уезда. Именно они и образовали впоследствии основной татарский этнокомпонент современной Финляндии. Одним из первых татар, отправившихся в Финляндию с торговыми целями, стал Хамидулла Рахимов. Его внук, Хасан Хамидулла, напишет книгу "Baslmiçe kalganlar" ("Неопубликованное"), в которой расскажет о том, как в 1868 году мусульманским торговцам из Нижегородской губернии запретили торговать платками в Москве и Петербурге. Из-за этого многим татарам пришлось вернуться в родные деревни. Тем не менее, Хамидулла старший принимает решение открыть своё дело в Финляндии, а именно - в Выборге. Торговля стремительно идёт в гору, и вскоре Хамидулла приглашает в город младшего брата и сына. Они знакомятся с местным муллой Юнусом, служившим имамом у солдат-мусульман в Выборге. Вскоре история успешного дела Рахимова распространилась среди других татар, ставших торговать и со временем тоже переселившихся на территорию Финляндии. Летом они занимались земледелием и коневодством, а в остальное время продавали ткани, меха, одежду и мыло. Помимо Выборга татарские купцы промышляли торговлей в Гельсингфорсе (Хельсинки), Або (Турку) и Таммерфорсе (Тампере). Некоторые татары первоначально поселились в районе Репола, где торговали хлопчатобумажными изделиями, шёлковыми тканями, коврами и мехами. Важным торговым центром был посёлок Терийоки (ныне - город Зеленогорск). Многие татары основывали собственные предприятия. Переезду татар способствовало и открытие в 1870 году железной дороги, связывающей Петербург с Гельсингфорсом и Рийхимяки. В конце 80-х годов XIX века в княжестве насчитывалось 90 татар. Это была мусульманская община, состоявшая из небольших торговых колоний.
Татары-мещеряки (мишаре)
Независимость Роковым для финских татар стал 1917 год, когда Финляндия объявила о своей независимости. Представьте ситуацию, когда человек, никуда специально не переезжая, вдруг оказывается на территории другого государства. Российская империя прекратила существование, как и Великое княжество Финляндское, входившее в её состав. Таким образом, татары на территории Финляндии оказались оторванными от своей страны и исторической родины. Никакой эмиграции не происходило. Просто так получилось. По заключении Тартуского мира между РСФСР и Финляндией 1921 года российско-финская граница была временно открыта, и до 1929 года из Финляндии на родину вернулось несколько сотен татар. В 1930-40-е годы добраться до России, равно как и переехать в Финляндию, смогла лишь незначительная часть татар, нелегально пересекших границу лесом или на лодках по договорённости с местными рыбаками.
Магазин тканей Гомара Габдрахимова, Хельсинки, 1920 год
Изоляция как путь к сплочению Оказавшись в изоляции, причём в стране абсолютно христианской, татары стали стремиться к сплочению, создавая диаспоры. Одним из значительных объединений финских татар стала диаспора в Терийоки. В 1925 году в Хельсинки была основана Финская мусульманская конгрегация - первая исламская община в Финляндии. Видя в мусульманах своих, татары объединялись в единой вере. Ислам подчёркивал их своеобразие, религиозные традиции, цели и мировоззрение. Ещё одним немаловажным фактором, позволившим финским татарам сохраниться как нации, стали банальные деньги. Ведь они были купцами, а значит владели материальными средствами и недвижимостью, которые давали им возможность оставаться на плаву и развивать бизнес. И наконец, третье условие – Финляндия не мешала. По отношению к татарам это была лояльная страна, на протяжении всего времени пребывания в которой они не подвергались каким-либо политическим или религиозным преследованиям. Сами татары, в свою очередь, оставались добропорядочными гражданами Финляндии. Таким образом, став закрытыми от всего мира в совершенно чужой урбанизированной стране, татары сделали всё возможное, чтобы остаться его частью. Это даёт ответ на вопрос, почему именно в Финляндии татары уделяют столь всеобъемлющее внимание культуре и языку - их мало. Напротив, когда нет никаких серьёзных угрожающих существованию народа факторов, он постепенно и неизбежно ассимилируются. Справедливости ради стоит сказать, что в 20-30-е годы финские татары начали сближаться с Турцией. Турецкие имена среди них были весьма популярны (например, татарское имя Ахсан менялось на турецкий манер - Ахсен). Но это, скорее, можно назвать не столько ассимиляцией, сколько желанием хоть как-то удовлетворить свои культурные запросы и утвердить идентичность.
Десятая годовщина Турецкой Республики в зале ВПК Тампере, 1933 г.
И снова войны В конце 30-х годов отношения между СССР и Финляндией сильно испортились. Началась Зимняя война. Несмотря на многочисленные попытки татар получить финляндское гражданство, к 1939 году половина из них проживала по нансеновским паспортам, иными словами, находилась в статусе беженцев. Во время Второй мировой Финляндия вновь оказалась противником Советского Союза. У финских татар не было шансов на установление связей с родными, находящимися далеко за пределами враждебного государства. Эта трагедия хорошо обыграна в пьесе Зульфата Хакима "Немая кукушка" (2002), действие которой разворачивается в 1939 году. По сюжету два татарина, красноармеец Зариф и финский снайпер Заятдин, встречаются в карельских лесах. Находясь по разные стороны фронта, герои обязаны убить друг друга, однако вскоре выясняется, что они родом из одной татарской деревни. Зариф и Заятдин перестают стрелять. Всего с 1939 по 1944 годы на стороне Финляндии воевало 156 финских татар. В 1942 году павшие воины были отмечены бароном Карлом Маннергеймом. Сегодня их поминают на мусульманском кладбище в Хельсинки.
Татары в финской армии
Мир и продолжение изоляции Любая война рано или поздно заканчивается. Тем не менее, даже в конце 40-х годов, когда отношения между СССР и Финляндией окончательно наладились и даже ставились в пример как образцовые между социалистическим и капиталистическим государствами, финские татары не могли посещать Нижегородскую (тогда – Горьковскую) область, так как она была закрыта для иностранцев. Таким образом, татары оставались изолированными в войне и в мире. Порой история играет злые шутки.
Первая встреча двух миров В эпоху Перестройки СССР начал постепенно открываться. В 1987 году финскому татарину, известному учёному и деятелю культуры, а также личному переводчику президента Финляндии Гунару Тахирову было дано первое персональное разрешение посетить родную деревню "Овечий овраг". Сопровождал его доктор исторических наук, профессор Казанского университета Искандер Гилязов. В одном из недавних выступлений на телевидении он вспоминал: "Омару [так звали Гунара] тогда было почти 80 лет. Он переселился в Финляндию 14-летним подростком в 1921 году. Меня попросили его сопровождать, так как я уже несколько раз был в Нижегородской области, участвовал в археографической экспедиции и знал эти места. Никогда не забуду, как эти люди приехали в родную деревню. Стоял сентябрь. Они были одеты в прекрасные европейские тоненькие плащи и лакированные штиблеты. И вышли во всём этом в непролазную грязь! Шёл жуткий дождь, было холодно. И вдруг к ним высыпает всё население этой деревни. Потому что все знали, что у них есть родственники в Финляндии. На моих глазах произошла невероятная сцена встречи с потоками слёз. Люди были в шоке: приехал из Финляндии Омар и рассказывает, как они там живут. Это была встреча двух миров, за которую я очень благодарен, она стала знаковой для меня. Позднее, конечно, связи финских татар с Нижегородской областью стали постепенно налаживаться".
А мой парень - татарин, В любви - авторитарен. У него пуля в пушке, Ты у него на мушке.
Финские татары сумели сохранить свою культуру и могут этим гордиться Если вы спросите: "Где проживают татары сегодня?", вам ответят: "Большинство и самые активные - в Финляндии". За более чем столетнюю историю пребывания в северной стране у них успел сформироваться свой уникальный мишарский акцент с финской мелодикой. Забавный факт: слово "tattari" с финского языка переводится как "гречиха". Татары всегда уделяли большое внимание сохранению и развитию своей культуры, традиций, языка, воспитанию детей. Они открывали школы и издали более 200 названий книг, в том числе учебников, сказок и религиозной литературы. В театрах Финляндии успешно ставятся татарские пьесы, выпускаются музыкальные пластинки. О татарах пишут в прессе, они выступают на радио и телевидении, не боясь заявить о себе как о единой мусульманской нации, сумевшей преодолеть многие трудности и не распасться, чем заслуживают бесспорного уважения. На протяжении истории финские татары сумели проявить свою уникальность в разных сферах жизни. Предлагаем рассмотреть этот вопрос подробнее.
Гречиха (фин. tattari)
Религия Финские татары - мусульмане-сунниты. Современные татары в Финляндии продолжают мусульманскую веру своих предков - татар-мишар из Нижегородской губернии. Благодаря введению в Финляндии закона "О свободе религии" в 1925 году в Хельсинки была основана первая исламская община (Finlandiya Islam Cemaati), нынешним имамом которой является уроженец России Рамиль Беляев. Среди самых важных религиозных обрядов мусульман и, в частности, финских татар, стоит назвать пятничные и праздничные намазы, включающие проповедь имама на татарском языке, обряд имянаречения, который устраивается в первый или второй месяц после рождения ребёнка, что повторяет евангелическо-лютеранскую традицию финнов, а также обряд религиозного бракосочетания (никах), состоящий из религиозной и праздничной церемоний.
Пятничная молитва, Хельсинки, 1960 г.
Язык Изначально финские татары использовали арабский алфавит. С 1930-х годов, в период сближения с Турцией, они начали переходить на латиницу. Молодёжь стали обучать турецкому наряду с их родным языком. К 1950-м годам большинство татарских изданий в Финляндии использовали латинский алфавит. Особое отношение у татар сложилось к финскому языку. Известно, что многие родители-татары были против обучения своих детей в финских государственных школах. Однако позже стали следовать правилу, согласно которому в обществе было разрешено говорить на финском языке, но дома - только на татарском. В целом знание нескольких языков у татар всегда приветствовалось. Недаром первым, кто перевел Коран на финский язык, был татарский предприниматель Зиннэтула Ахсан Буре. Перевод был окончен в 1942 году. За него Буре получил благодарственные письма от президента Финляндии Ристо Рюти и Карла Густава Маннергейма.
Коран на финском
Архитектура Архитектура финских татар последней трети XVIII - начала ХХ века отличается своеобразием композиции и планировочных решений. В этом можно убедиться на примере мечетей, жилых и общественных зданий. Так, ярким примером религиозных сооружений является деревянная мечеть в скандинавском стиле, находящаяся в городе Ярвенпяа (Järvenpää), что в 40 км от Хельсинки. Возведенная в 1942 году на пожертвования членов татарской общины, в частности, супружеской пары Ибрагима и Зейтуны Арифулла, подарившей под строительство собственный участок земли, она по сей день остается единственным зданием Финляндии, изначально спроектированным как мечеть. Первым её имамом стал местный житель Мевлетдин Айнетдин. Уникальной архитектурной особенностью, отличающей эту мечеть от других местных молитвенных сооружений, является минарет - небольшая башня, с которой муэдзин (служитель) призывает верующих на намаз (молитву). Однако в силу законодательного запрета по своему прямому назначению минарет никогда не использовался. Лишь в священный месяц Рамадан из окон башни можно увидеть свет зажженных фонарей. Помимо религиозных обрядов, сегодня в мечети проводятся курсы по изучению Корана, а также разнообразные культурные мероприятия татарской общины.
Мечеть в Ярвенпяа, 1942 г.
Традиционные жилые дома финских татар - срубные, обшитые тёсом. Даже фундамент у них деревянный, из так называемых брёвен-стульев. Каменные опоры устанавливаются лишь по углам сруба. Характерная планировка жилого дома - трёхчастная, включающая мужскую и женскую половины, соединённые просторными сенями, где расположены мастерские и кладовые комнаты. А ещё финские татары любят украшать свои дома изящными мезонинами.
Татарский центр в Хельсинки
Среди наиболее значимых сооружений общественного назначения у финских татар стоит упомянуть здание религиозно-культурного центра татарской общины в Хельсинки, построенное в 1960 году и расположенное по адресу ул. Фредрикинкату, 33. На его возведение было потрачено 150 миллионов финских марок, собранных многочисленными пожертвованиями татар из Финляндии, Турции, Пакистана и Марокко, а также за счет кредитов в банках и сдачи помещений в аренду. Сочетание массивного кубического выступа здания с мусульманской надписью на фасаде, ленточное остекление и полумесяц, венчающий плоскую кровлю, придают облику сооружения строгость и величественность. Открытие общины и первый намаз, состоявшийся 2 декабря 1960 года, стали знаковыми событиями в жизни финских татар, наконец получивших возможность совершать богослужения в собственном просторном и вместительном здании. Община занимает пять этажей. На самом верхнем расположены молельная комната с мужской и женской зонами, зал для торжеств и кухня. Этажом ниже находятся комната для заседаний, канцелярское помещение, малый зал торжеств, два учебных класса и подсобные помещения. Нижние уровни сдаются в аренду, доход от которой покрывает нужды мечети.
Поэзия Одним из выдающихся татарских поэтов Финляндии был Садри Хамит, сочинявший юмористические стихотворные произведения. Среди других литераторов стоит назвать Гяухар Туганай (1911-1998), писавшую стихи о природе, и Айся Хакимджан, произведения которого наполнены тоской по родному селу Актуково Нижегородской области. Поэтами-татарами в Финляндии были также Хабибуррахман Шакир, Хасан Хамидулла и Фазиле Насретдин.
Айся Хакимджан (слева) и Рустэм Яхин в Казани, 1970 г.
Музыка В 1985 году была основана финская татарская группа Башкарма (тюрк. - Başkarma). Её лидером был Дениз Бедретдин, основавший также две музыкальные группы в Казани и рок-группу "Звуки Чингисхана" в Хельсинки (1968). У татар в Финляндии были свои певческие хоры. Среди талантливых певцов общины были Хамит Хайредин, Зейтуна Абдрахим, Наим Садик, Хамдуррахман Хакимкан, Алие Хакимкан, Хамид Чайдам, Дина Абдул и Бетюль Хайретдин. Из музыкантов можно выделить Халида Курбанали, Бату Алькара и Адама Каныкова, последний из которых был другом композитора Яна Сибелиуса.
Группа Башкарма
Театр Самым активным периодом татарского театра в Финляндии является XX век. В театре Тампере ставились спектакли, куда приглашались представители общины из других уголков страны. В столице площадками для выступлений были Финский национальный театр и Городской театр Хельсинки. В 1930 году в Финляндии было организовано первое представление на татарском языке. Это была музыкальная драма Мирхайдара Файзи "Галия-бану". В 1950 году татары Хельсинки исполнили в театре Тампере пьесу Мольера "Скупой". Они также исполняли произведения Галиасгара Камала и Гаяза Исхаки. Позже финские татары выступали и за границей: в 1939 году в Эстонии, в 1992 году в Казани и в 1994 году в Нью-Йорке. Татарский деятель Луара Шакирзянова ставила общественные спектакли в Хельсинки в 1990-е годы. Среди общины были и драматурги, такие как Сания Гыйффат, которая в 1937 поставила спектакль в четырёх действиях "Tormış közgese" ("Зеркало жизни").
Татарский спектакль в Хельсинки, 1950 г.
Спорт Первый спортивный футбольный клуб, созданный татарами в 1930 году, назывался "Altın Orda" (Золотая Орда). Просуществовал он недолго, однако именно благодаря нему финские татары смогли осознать возможность существования собственных спортивных объединений. Постепенно они начали играть в финских клубах и вскоре захотели попробовать силы в высших дивизионах. Поначалу финны не одобряли подобные амбиции, но позднее всё же сыграли с татарами два дружеских матча со счётом 4:2 и 3:2 в свою пользу. Это послужило толчком к созданию спортивного клуба "Yolduz". После появился интерес к другим видам спорта: хоккею, бейсболу, боулингу.
Футбольный клуб "Золотая Орда", Терийоки, 1934 г.
Традиционный татарский костюм Основа мужского татарского костюма - рубаха-кулмэк, сшитая из льна или хлопка и имеющая туникообразный крой с широкими рукавами и стоячим воротником. Для праздничных рубах характерен отложной воротник. Поверх рубахи надевается камзол - короткий приталенный жилет, украшенный вышивкой или позументом (тесьмой с золотом, серебром или медью). В холодное время года татары носят чекмень - длинный кафтан из сукна или шерсти, подпоясанный кушаком (ремнём из длинного куска ткани). Традиционным головным убором татар служит тюбетейка, расшитая золотыми нитями или узорами, а в зимний период - меховая шапка. Обуваются татары в кожаные сапоги (итек) с загнутыми носами, а в тёплое время - в лёгкие башмаки (читек).
Основой женского татарского костюма является платье-рубаха (кулмэк), сшитое из шёлка или парчи и украшенное оборками, вышивкой и тесьмой. Женские рубахи по покрою идентичны мужским, но более длинные, доходящие практически до щиколоток. Непременный атрибут женских рубах - нагрудник-манишка (күкрэкчэ, түшелдрек). Головные уборы татарок различаются в зависимости от возраста и семейного положения. Так, незамужние девушки носят каляпуш - бархатную шапочку с вышивкой и накосниками (орпеками). Замужние женщины покрывают голову платком или күмэч - особым покрывалом с узорами. К аксесуарам, украшающим женский костюм, стоит отнести массивные серьги, браслеты и нагрудные подвески (яка чылбыры). Они не только завершают образ, но и служат оберегами.
В заключение стоит лишь в очередной раз восхититься невероятной силе духа финских татар, благодаря которой они пронесли себя сквозь столетия и продолжают делать это изо дня в день.
Материал подготовила Диана Старкова Иллюстрации: finna.fi и свободный интернет