Когда человек бежит, он свободен. И неизбежно начинает искать эту свободу и осознанность в остальное время
Город состоит из районов, у которых есть имена, эстетика, особенности, и любое человеческое сообщество всегда разбивается на группы по интересам, в которых, в свою очередь, происходит распределение ролей в соответствии с текущими потребностями. Если на необитаемый остров поселить сто кузнецов, то они неизбежно разделятся на коллективы, и некоторые из них будут очень далеки от работы с металлом. В открытом обществе всё сложнее, но суть одна - люди тянутся друг к другу и создают локальные сообщества, способные обогатить глобальное: страну, область, город или район. Когда клетка делится, она жива. Наш Выборг - не исключение, слава Богу. Самые массовые объединения - спортивные, и бег - наиболее демократичный, доступный вид спорта по той причине, что не требует многолетних тренировок, ресурсов и дорогостоящих аксессуаров.
Город бежит, а значит живёт.
Выборгские любители бега из клуба "Viipurin Athletes" собираются у гостиницы "Дружба" на Салакке по вторникам. Несильно рано утром, после развода детей по садикам и школам взрослые мамы и папы надевают шорты и трико, чтобы получить законную дозу аденозинтрифосфатов (АТФ) через расщепление жиров и гликогенов, достигнув точки гормонально-эндорфинового взрыва. В беге много от секса. Он - не замена, но биохимия очень похожа. Человек, пробежавший утром десять километров, неотличим от испытавшего оргазм. При этом давайте скажем честно: после десяти лет семейной жизни, собирая детей в школу в двухкомнатной квартире, очень мало кто может запереться в ванной и сделать безудержную страсть с разрыванием занавесок из OZON-а и сползанием руки по запотевшему стеклу окошечка, ведущего на кухню. Взрослые люди так не поступают, а вот бегать могут.
Бегающие выглядят здоровыми и свежими, как будто занимаются сексом каждое утро, как в 16 лет. Одни бредут на работу с похмелья, озлобленные и хмурые, а другие - свежие и радостные, словившие гормонов счастья и здоровья. Совершенно бесплатно и без семейных драм.
Возможно, поэтому участники утренних пробежек клуба "Viipurin Athletes" очень подозрительно переглядываются во время разминки, как подростки, уехавшие на пустую дачу, готовые разойтись по комнатам и предаться страстной юношеской любви. Омоложение - да. Кто-то предпочитает ботокс, пластику или клеточную терапию, а любители бега сами производят здоровье и счастье. Представьте, сколько бы разорилось салонов красоты и прочих колдунов молодости, если бы увлечение бегом стало массовым. Более того, они ничего не требуют от государства. Им не нужны залы, тренажёры - пришёл, размялся, побежал, кончил и пошёл делать дела на благо Отечества и семейного бюджета. И всё это работает без административно-отчётных механизмов, способных утопить любое человеческое начинание. В определённой степени бег равен не только здоровью, но и духовной свободе, а любительские сообщества легкоатлетов - ещё и клубы инакомыслящих.
Мыслящих иначе относительно мира, где каждый день до выходных хочется прожить поскорее, завершив его дозой алкоголя, еды и сериалов.
Бег - не только физическая, но и духовная практика, философия, не совместимая с табаком, водкой или наркотиками. Практика, помогающая жить качественнее и общаться с теми, кто думает так же. По этой причине совершенно не удивительно, что бегающие по утрам дружат и вечерами, создают совместные проекты - коммерческие и духовные. А совместный бег - пропуск в сообщество таких же. Мечтающие управлять миром и капиталами собираются в клубы любителей яхт, гольфа или сигар, а демократы бегают. Демократы - не в древнегреческом смысле этого слова. Легкоатлетам незачем понтоваться стоимостью яхт, элитарностью лунок для гольфа или размером сигары. Проснулся, умылся, побежал - и ты здоров среди людей с таким же отношением к жизни, где все равны. Без намёка на соревнование.
Можно сказать, что бег - самый выборгский вид спорта. Он соответствует его изначально свободному духу.
В этом смысле подобная практика опасна для вышестоящих и лучше знающих, которым выгоднее силовые виды спорта и алкоголь. Свободное передвижение по городу в не утверждённом постановлениями порядке - уже восстание против системы. Ведь бунтари в шортах и трико могут додуматься и до крамолы, что набережную Салакки нужно спасать. А они тут бегать вздумали без соответствующего одобрения и думают не то, что решили на компетентных совещаниях. А может быть, и то, ведь в голову без разрешения её владельца не залезешь. Ещё и кровообращение в мозг у них хорошее, мыслей много разных - не дело. Из одобренных развлечений в Выборге - всевозможные карнавалы ряженых, приводящих человеческое сознание в соответствие с теми эпохами, которые показывают. А показывают времена, где отношения между людьми были "господин-раб". Рыцари не бегали, как и их двуногая собственность. Массовое увлечение лёгкой атлетикой пришлось ровно на те времена, когда господ скинули. Связь с сексом опять очевидна. Хочешь контролировать человека - регламентируй бег его гормонов.
Из всего вышесказанного можно вывести простую мысль: бег - здоровье и свобода, не поддающиеся тотальному контролю.
Контролируются любые сообщества, и это правильно. Даже в кружке для вязания есть бабушка, информирующая, кого следует, о мыслях и сплетнях других бабушек. Только вязание не способно стать массовым, а бег - очень даже может. И что эти бегуны там напридумывают? Какие проекты в их головы придут? Лучше в "Бахус" ночью, и утром - больная голова, которую стыдно поднять перед господской машиной. И вот тут можно всем нам задать себе вопрос: "А какое общество мы хотим, и что есть свобода?". У неё есть только одно вменяемое определение, сформулированное гениальным сефардом Спинозой: "Свобода - осознанная необходимость". Когда человек самостоятельно понимает, что можно делать, а чего нельзя. Свобода - не бунт, а отсутствие потребности в кнуте. Бег учит этой свободе на уровне физиологии.
А вот какие проекты придумают бегуны за чашечками кофе опосля - уже дело концептуальных центров, которые обязаны внедрять своих бабушек в любые организованные сообщества.
Название клуба "Viipurin Athletes" вполне честное, хотя и не модное уже. Шведско-немецко-советский Выборг был Виипури всего 22 года из своих 732-х лет, что составляет примерно 3 процента. Честное по той причине, что именно в этот период город жил без сословной иерархии и партийного руководства. Только сейчас данный термин используют люди и народы, оказавшиеся в другой несвободе, уже добровольно-идеологической. В которой нет фон-баронов и комиссаров, но есть вполне чёткая тоталитарная идеология превосходства одного типа людей над другими. И лёгкая атлетика, бег не станет их инструментом по той причине, что свобода не имеет окраски. В странах, где живёт эта самая "випуря", за "неправильное" мнение, касающееся воспитания детей или отношения полов, могут посадить в тюрьму и лишить родительских прав. Нельзя через свободу заставить человека быть несвободным. Так же, как нельзя через чьё-либо мнение заставить заниматься "правильным" сексом. Можно только отбить любое желание. В стране Виипури как раз этим пытаются заниматься.
Если детей с ранней школы начинают обучать сексуальным извращениям, то где тут "Свобода - осознанная необходимость"?
Свобода - это про то, что давайте организовываться для хороших, добрых, общественно-полезных дел без тоталитарных баба-срак и застёгнутых на все пуговицы вышестоящих лучшезнаек. Осознанность не совместима с любым подавлением, а значит и бунтом. Бунт - обратная сторона рабства. Одно без другого не бывает. И чем человек сильнее внутренне зажат, тем безжалостнее он будет в бунте. Бег - не для рабов, а значит и не для господ. По той причине, что господа - поднявшиеся всеми возможными низостями рабы. Господин курит сигару, что-то компенсируя, поигрывая с ухоженной пластифицированной лункой, а раб бухает и смотрит телевизор. Для бега тут нет места, который ещё и помогает наладить распорядок, где не нужно ждать окончания рабочего дня, экзистенциально ненавидя себя и всё вокруг. Освободившийся через бег неизбежно уйдёт от тупого и злобного руководителя или откроет своё дело. Ему не нужны антидепрессанты, ток-шоу, маскарады, игры, спиртное или наркотики.
Когда человек бежит, он свободен. И неизбежно начинает искать эту свободу и осознанность в остальное время.
Поэтому если любители лёгкой атлетики, бега начали организовываться в клубы с собственной символикой и поиском корней, исторического фундамента, то в этом варяжско-советском городке действительно начались серьёзные внутренние перемены. Любой вменяемый проект всегда начинается с концептуального фундамента, поиска первопроходцев, исторической и духовной основы. "Viipurin Athletes" - why not? Финский период Выборга замечательный, и в Финляндии есть такой же клуб, наследник старого выборгского. Тот факт, что на фоне петербургских того же дореволюционного периода все финляндские клубы были откровенно провинциальными, пропустим. Чего не отнять у финнов, так это того, что они сумели сохранить очень много хорошего, что мы сожгли в революцию и гражданскую. Их традиции общественных объединений - клубов - не прерывались на десятилетия строительства коммунизма и лихие 90-е. Ну и финны - народ всё же достаточно консервативный. В любой момент могут взбунтоваться и поднять на вилы поклонников новых тоталитарных идеологий, связанных с сексуальными извращениями и равенством с теми, кто в Финляндии никогда не проживал. Но это уже детали. Главное - то, что активные выборжане самоорганизовались и каждый вторник бегут вдоль набережных этого прекрасного западноевропейского русского города. Это, конечно, мощное маркетинговое преимущество перед питерскими и уж тем более московскими, которые лишены такой красоты и флёра. Совершенно логично и ожидаемо, что столичные будут приезжать к нам побегать, как "средневековые" приезжают поиграть в рыцарей. Набережную только нужно спасти. А это как раз работа для свободных и осознавших свою роль в этом городе.
p.s. мысли автора не обязаны совпадать с мнением героев материала.
Фотографии и текст: Игорь Старков Выборг, сентябрь 2025