литературно-исторический клуб "северный авангард"
Диктатура туристизма
Прогулка по Выборгу в День народного единства
после нашествия булочных жувак
В городе Угличе Ярославской области, входящем в знаменитый туристический маршрут "Золотое кольцо", раньше работал отличный часовой завод "Чайка", основанный в кровавом 1937 году, когда граждан с предпринимательской жилкой, сторонников открытых границ и других деятелей интеллигенции отправляли на увлекательные экскурсии без обратного билета. Своё имя предприятие получило в 64-м, в честь позывного Валентины Терешковой - первой в истории женщины космонавта. В 2006-м завод обанкротили, и на его территории сейчас квартируются предприимчивые. Связь между 37-м и полётом обычной деревенской девчонки в космос в 63-м совершенно очевидна, но внуки и правнуки не вернувшихся с увлекательных экскурсий будут утверждать обратное и пока ещё продолжают занимать заводы, некогда производившие продукцию для трудящихся, которые могли летать за пределы Земли. В 90-е, когда производство ещё как-то пыталось выживать, подстраиваясь под "рынок", многие бывшие рабочие ушли в туристическую отрасль - обслуживать приплывающих на теплоходах посмотреть уютный русский городок. Прежде всего, валютных иностранцев. И за каждой экскурсией бегало несколько местных мужиков звероподобного вида, предлагавших немецким туристам купить букетик полевых цветов за несколько марок.
Мужиков, похожих на тех, которые умирали среди таких же полевых цветов с оружием в руках, чтобы не пустить на нашу землю предков современных туристов.
Мой отец спросил их: "А зачем вы это делаете, неужели не понимаете, что им эти цветы не нужны?". На что получил честный ответ: "А они хотят отделаться от нас и не могут не купить". За лето, не напрягаясь, мы "зарабатываем" столько, сколько за год на заводе не заработать. Вполне резонно. Только вот насчёт того, что русские цветы за мелочь были не нужны, вопрос спорный. Наверняка в бывшем Райхе сейчас есть засушенные сувениры из Углича и фотографии потомков тех, кого не смогли победить на войне, но купили за монетку. Обслуживание туристов похоже на проституцию. Только если проститутки торгуют телом, то бывшие рабочие мужики продавали Душу и Отечество. Ну а что делать - жизнь такая. Все руки подняли, и если ты не поднимешь, то расстреляют и бундеспайку не дадут. Так и пополнялась армия Власова из готовых за сохранение жизни и относительный комфорт продавать святое. Не то чтобы каждый, обслуживающий туристов - власовец, предатель Родины и проститутка - не совсем, но у них абсолютно такой же тип психики, и в случае новой оккупации или плена именно они будут носить белые повязки и служить господам. Те самые, из Углича 90-х, с букетиками русских полевых были потенциальными, готовыми в любой момент перейти на вражескую сторону за несколько марок.
И если бы туристический хозяин предложил интим за несколько тысяч, то не факт, что отказались бы.
Также в связи с туристическими нашествиями на человеческие города вспоминается разговор с казаком из крымского Судака, который зимой был пророссийским активистом с саблей, а в долгий туристический сезон обслуживал отдыхающих в кафе и знал не менее семи способов наобмануть приезжих на кляре. Кляр - это такое жидкое тесто, которым поливают еду. То есть он был мастером обмана высшей пробы, который гордился своим ремеслом, умудрявшись совмещать его с высокими идеями возвращения Крыма в родную гавань. И это было аж зимой 2007 года. Кто он сейчас и где? Ну и понятно, зачем ему нужно было возвращение московской власти над полуостровом. В том же Судаке, со слов этого обслуживающего, в городе не было девственниц старше пятнадцати лет. Всё шло на удовольствие туристов: от кляра на мясе до девственных плев. Древний советский город был превращён в один большой кабак, публичный дом и сувенирную лавку, готовый обслуживать хамоватых круглые сутки. Да и не нужно ездить в наш Крым - достаточно Питера, где на всех туристических точках орудуют ряженые из 18-го века и в самом буквальном смысле бросаются на прохожих, хватают за одежду, грубят или даже угрожают. На лицах у них - хороший отпечаток алкоголя и быстрых наркотиков. Лет 20 назад у Спаса на Крови работал забавный туристический "Пётр" двухметрового роста, постоянно вмазанный героином. Его реально чухало. Нужно ли в этой ситуации ставить звёздочку и комментировать, что героин убивает и запрещён в РФ? А так-то дико осознавать, что твой родной город теперь - цирк с нотками концептуального артхауса.
Власовцы и проститутки не должны мешать горожанам жить, а они не просто мешают,
а представляют опасность.
Нужны ли туристы в принципе? Разумеется, нужны. Организованные группы трудящихся из других регионов и дружественных стран, передвигающиеся строго по отведённым для этого маршрутам в регламентированное время, отоваривающиеся сувенирной продукцией, соответствующей идеологическим и экологическим нормам ГОСТ-а. Это почти шутка. В южной Европе недавно создана ассоциация, цель которой - противодействовать чрезмерному туризму, овертуризму. Southern Europe Network Against Touristification, объединившая все значимые центры Средиземноморья. Они ведут настоящую партизанскую войну против туристической инфраструктуры и приезжих зевак. В Лиссабоне, Барселоне, Ницце, Риме и Венеции есть организованные повстанцы, сражающиеся с туристами и их пособниками. Так там есть инфраструктура для приезжих и на самом высшем уровне, но чужаки приносят настолько больше вреда местным, чем спорной пользы, что люди начали организованно бороться против неконтролируемого чрезмерного потока гостей. Люди хотят спокойно жить, трудиться, и не быть обслугой. Сохранять человеческое достоинство, не чувствовать себя хуже туристов. А именно это и происходит в красивых городах, куда приезжают барствовать раз в год жители коробочных ячеек из мегаполисов, поднакопившие рублей, долларов или евро.
В Москве ипотечные замкадыши проводят половину жизни в пробках или метро, а раз в год - господа, сорящие деньгами в некогда уютных провинциальных городках. 
Психология массового туриста строится не на уважении к местным и желании стать лучше, увидев новое, а на попытке компенсировать своё ущербное рабское положение в многомиллионных мегаполисах, где платят больше, но жизнь обменивается на существование в коробках. Там они - рабы, а в отпуске небрежно прикладывают карту к терминалу и говорят: "Ах, как бюджетно!", - а вот тут: "Фи! Учтите наши пожелания". Или просто оскорбляют окружающих и окружающее. Дома их чморят, а на выезде можно компенсировать личные травмы за счёт других. Ну и совершенно очевидно, что это вызывает подобострастное желание за деньги не заметить хамство у одних и человеческое бесплатное желание дать в морду у других. Важный нюанс: в Европе есть традиция относительно культурного протеста, а в России нет.
У нас присутствует многовековая традиция кровавых бунтов и восстаний. Русский человек очень долго терпит, и нет бы спокойно заявить о своих правах и начать разговаривать без насилия в отношении нехороших людей, но нет, мы без краёв. Или терпим, или вешаем. И вот люди, завозящие туристов без путёвок, выданных профкомами передовикам труда, не понимают, что с ними может быть. А зря. Господа до революции тоже верили, что их порядок вечный, но потом был 17-й и 37-й, между которыми затесалась Новая Экономическая Политика. Видимо, иначе мы не умеем. Вместо того чтобы думать головой и договариваться, угнетаем друг друга, а потом рубим без пощады.
Понятно же, что этот текст про Выборг?
И о том, чего можем ещё избежать.
Мы можем избежать хаоса и превращения города в смесь кабака, публичного дома и сувенирной лавки. С ряжеными в средневековую одежду аниматорами под веществами. Хаос в моменте уже происходит, когда лавочники начинают устраивать массовые мероприятия с завозом туристов из других городов. Получается так же, как если бы прапорщику, привыкшему командовать вещевым складом, доверили управление полком или дивизией. Можно пить с офицерами водку, ссать в одном сортире, но чтобы знать, как взаимодействуют рода войск, нужно учиться в высшем учебном заведении и пройти путь от румяного курсанта до пропитого опытом генерала. И лучше не в одном поколении. Лавочник мыслит категорией лавки и продажи своих товаров, в нашем случае - булок. Он не может и не должен руководить движением десятков тысяч человек между регионами, не имея никакого представления о взаимодействии разных государственных структур. В патриотической социальной сети вК задают много вопросов про "справился ли Выборг с наплывом туристов или нет". А никто не задумывался над тем, как чувствует себя во время фестивалей выборгская полиция? К ним прикрепили новых сотрудников или дали денег на бензин?
Каждое массовое мероприятие, тем более неконтролируемое - это дополнительный криминал: кражи, грабежи, телесные, наркотики.
У тех, кто завозит в город толпы зевак и жувак, нет понимания, что все без исключения выборгские службы, которые созданы для работы в городе с населением в несколько десятков тысяч человек, не готовы принимать одновременно четверть от населения вверенной им территории. Да ещё если эти приезжие настроены бухать и компенсировать своё подавленное самолюбие в чужом городе. Очевидно, что некоторым честным горожанам интересны толпы, позволяющие заработать, только и они не понимают, что это выгодно лишь сейчас. Завтра придут их коллеги из столиц и выпнут местных, как менее модных и конкурентноспособных. В барселонах и венециях именно это и произошло, и в рядах антитуристических повстанцев много бывших официантов и продавцов домашних поделок, которые вышивали и вылепливали всеми семьями, а потом пришёл конвейер, и они не выжили. В Выборге это уже происходит. Продавцов глупеньких вязаных игрушечек вдруг убрала невидима волосатая рука с маникюром. Потом и этих смоет. И будут они плакать слёзки: "Ах, как же так, мы же так булочки выпекали с душой". Только понять, как работает дивизия, прапорщик не может по определению. Его мир - склад. Точно так же генерал в силу своей специализации и опыта не знает, как управлять государством, даже если уверен в обратном.
А у нас туристической отраслью руководят люди с сознанием лавочников.
"Галантерейщик и кардинал - это сила".
Неа, не сила.
Так быть не должно, и вопрос лишь в количестве проблем, которые неизбежно скоро превратятся в ком, и в городе нужно будет вводить внешнее управление, как это уже произошло в Выборгской епархии. Церковь вроде бы не быстрая, консервативная, но возглавляет её настоящий маршал государственной безопасности, очень хорошо понимающий, что нужно делать и когда. Есть ли у губернатора на это силы - вопрос риторический, и очень не хотелось бы превращаться в белорусскую колонию, что постепенно происходит с Ленинградской областью, но Выборг, скорее, московско-питерский город, а не минский, даже точно. Только если отойти от великого и подумать про горожан, то шаги, которые необходимо предпринять, очевидны. Но сделаны они не будут. Более того, у нас есть примеры туризма здоровых людей (Сахарные склады Ульберга) и приятные, вселяющие надежду тенденции. Смогут ли они победить, или нас ждёт очередная пугачёвщина и долгожданный 37-й, когда вроде бы всё было правильно, ходили строем, враги удобряли и добывали, но закончилось это как-то неэффективно. Пришла оттепель: всё растаяло и всплыло. Нужны какие-то другие методы с честным целеполаганием отправлять незамужних крестьянок в космос. Новая модель городских отношений. Набережную сделали нормально (швами наружу), что бы ни говорили. Долго,
с размахиванием руками, проверками, но сделали. Деревья жаль, и у бюста Апраксину балки гранитные лежат в виде уголовных дел, но пофигу. Всё равно смогут объяснить, почему никто не виноват. После многочисленных перманентных доделок и переделок, осваивающих бюджеты, уже отдыхать летом можно будет классно. Город сейчас, пять и десять лет назад - это разные города, и в силах каждого двигать эти перемены в лучшую, а не худшую сторону, и первый шаг - это поверить в то, что многое можно изменить и на всё повлиять.

Текст и фотографии: Игорь Старков
Выборг, ноябрь 2025
Контакты
conservativeclub@yandex.ru

Адрес
Россия, Выборг